Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Избирательной комиссии Республики Хакасия от 07.03.2013 N 64/473-6 "О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей Республики Хакасия, являющихся инвалидами, при проведении выборов и референдумов в единый день голосования 8 сентября 2013 года на территории Республики Хакасия"



ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 марта 2013 г. № 64/473-6

О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ,
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ
ГОЛОСОВАНИЯ 8 СЕНТЯБРЯ 2013 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ
РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

На основании статьи 11 Закона Республики Хакасия "Об Избирательной комиссии Республики Хакасия", статей 7, 8 Закона Республики Хакасия "Об избирательных комиссиях, комиссиях референдума в Республике Хакасия" Избирательная комиссия Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить Рекомендации по обеспечению прав избирателей Республики Хакасия, являющихся инвалидами, при проведении выборов и референдумов в единый день голосования 8 сентября 2013 года на территории Республики Хакасия (прилагаются).
2. Поручить председателям территориальных избирательных комиссий в Республике Хакасия довести настоящее Постановление до председателей участковых комиссий избирательных участков, участков референдума.
3. Направить настоящие Рекомендации в территориальные избирательные комиссии в Республике Хакасия.
4. Разместить настоящее Постановление на Интернет-сайте Избирательной комиссии Республики Хакасия.

Председатель комиссии
А.В.ЧУМАНИН

Секретарь комиссии
В.Н.ТОГОЧАКОВ





Приложение
к Постановлению
Избирательной комиссии
Республики Хакасия
от 7 марта 2013 года № 64/473-6

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ,
ЯВЛЯЮЩИХСЯ ИНВАЛИДАМИ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ
И РЕФЕРЕНДУМОВ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ
8 СЕНТЯБРЯ 2013 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

1. Общие положения

1.1. Целью Рекомендаций по обеспечению прав избирателей Республики Хакасия, являющихся инвалидами, при проведении выборов и референдумов в единый день голосования 8 сентября 2013 года на территории Республики Хакасия (далее - Рекомендации) является определение задач и способов их решения в работе избирательных комиссий, комиссий референдума всех уровней в Республике Хакасия по обеспечению максимально удобных условий избирателям, являющимся инвалидами, для реализации ими активного избирательного права, права на участие в референдуме.
Рекомендации также могут быть использованы при организации голосования граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами (пожилые люди, временно нетрудоспособные граждане, временно испытывающие трудности в передвижении или иные маломобильные группы населения и др.).
1.2. В Рекомендациях рассматриваются особенности обеспечения избирательных прав, права на участие в референдуме следующих категорий инвалидов: слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, а также граждане с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, в том числе инвалиды-колясочники.
1.3. Вопросы обеспечения и реализации избирательных прав инвалидов при проведении выборов и референдумов на территории Республики Хакасия регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об основных гарантиях), Законами Республики Хакасия "О выборах Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия", "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия", "О выборах глав муниципальных образований и депутатов представительных органов муниципальных образований в Республике Хакасия", "О референдуме Республики Хакасия", "О местном референдуме в Республике Хакасия".

2. Организация работы избирательных комиссий, комиссий
референдума по подготовке ко дню голосования

2.1. Территориальным избирательным комиссиям в Республике Хакасия (далее - ТИК) необходимо заблаговременно до дня официального опубликования решения о назначении выборов и референдумов разработать с использованием положений данных Рекомендаций планы мероприятий по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме граждан, являющихся инвалидами, возложив контроль за исполнением указанных мероприятий на одного из членов ТИК с правом решающего голоса.
При формировании плана мероприятий рекомендуется предусмотреть все этапы подготовки избирательной кампании, кампании референдума и обеспечения процесса голосования, в том числе организацию системной работы по уточнению сведений об избирателях, являющихся инвалидами, по обеспечению дополнительным оборудованием помещений для голосования, по информированию и правовому просвещению данной категории избирателей, организаторов выборов, референдумов.
2.2. ТИК может организовать рабочую группу по обеспечению избирательных прав, права на участие в референдуме граждан, являющихся инвалидами, в которую рекомендуется включить представителей управлений (отделов) социальной поддержки населения муниципальных образований в Республике Хакасия, специалистов регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия и территориальных отделений Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, общественных организаций инвалидов, специализированных учреждений и иных хозяйствующих субъектов.
2.3. ТИК рекомендуется:
- при организации обучения членов территориальных избирательных комиссий, участковых комиссий и комиссий референдума предусмотреть специальные темы, связанные с особенностями подготовки ко дню голосования и организацией голосования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами. Целесообразно привлекать к обучению представителей общественных организаций инвалидов и учитывать их рекомендации;
- проводить обучение актива общественных организаций инвалидов, иных организаций, работников органов социальной поддержки населения и почтовых отделений, которые будут задействованы в информировании о выборах и референдумах обслуживаемых ими (в том числе и на дому) избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами. Эти организации, как связующее звено между избирателями, участниками референдума с инвалидностью и избирательными комиссиями, комиссиями референдума, пользуются наибольшим доверием у инвалидов, в том числе и при получении информации и необходимых разъяснений.

3. Организация работы по получению (уточнению) сведений
об избирателях, участниках референдума, являющихся
инвалидами, включенных в списки избирателей,
участников референдума на соответствующей территории

3.1. ТИК организуют работу по уточнению сведений об избирателях, участниках референдума, являющихся инвалидами, в том числе по категориям инвалидности (слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, с нарушением функций опорно-двигательного аппарата).
3.2. ТИК, используя сведения об избирателях, участниках референдума, являющихся инвалидами, поступающие из Избирательной комиссии Республики Хакасия, взаимодействуя с управлениями (отделами) социальной поддержки населения муниципальных образований в Республике Хакасия, территориальными отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия и региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, соответствующими общественными организациями инвалидов, при уточнении сведений об избирателях, участниках референдума, являющихся инвалидами, готовят следующую информацию: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, а также адрес фактического пребывания гражданина (если он отличается от адреса места жительства).
3.3. На основании уточненных сведений ТИК совместно с участковыми комиссиями, комиссиями референдума организуют работу по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, по выявлению их желания проголосовать вне помещения для голосования либо в помещении для голосования.

4. Оборудование избирательных участков, участков
референдума и помещений для голосования

4.1. При оборудовании помещений для участковых комиссий, комиссий референдума и помещений для голосования следует учитывать, что инвалиды участвуют в выборах и референдумах на равных условиях с иными гражданами, однако для них необходимо создавать специальные условия, позволяющие им реализовывать свои права в полном объеме. Нужно также иметь в виду, что личное посещение инвалидами помещений для голосования избирательных участков, общение с членами избирательных комиссий, комиссий референдума, использование технических средств для голосования, трафаретов для самостоятельного заполнения бюллетеней и иных приспособлений благотворно влияют на их интеграцию в общество и служат хорошим стимулом для активной общественной жизни.
Следует определять и учитывать потребности граждан с ограничениями жизнедеятельности, не признанных инвалидами.
4.2. Избирательные участки, участки референдума и помещения для голосования, где предполагается непосредственное участие в выборах и референдумах граждан, являющихся инвалидами, по возможности должны быть максимально доступны: размещаться на первых этажах, иметь удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и так далее.
4.3. В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению и въезда инвалидов-колясочников, избирательным комиссиям, комиссиям референдума рекомендуется обратиться в органы местного самоуправления, территориальные органы социальной поддержки населения с просьбой решить вопрос об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей и т.д. (возможно, временных).
При проведении работ по установке вышеназванных специальных приспособлений необходимо учитывать, что они должны соответствовать действующим строительным нормам и правилам Российской Федерации (СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", принятые Постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 года № 73).
Для проверки соответствия указанным нормам специального оборудования, пешеходных путей рекомендуется создать рабочую группу, в которую должны войти члены ТИК, представители общественных организаций инвалидов, органов местного самоуправления.
4.4. В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся креслами-колясками, а также избирателей, участников референдума, являющихся слепыми или слабовидящими, пользующихся услугами сопровождающих, в соответствии с Постановлением ЦИК России от 28 мая 2009 года № 162/1152-5 "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации" в редакции от 28 декабря 2011 года № 83/643-6 может устанавливаться специальная кабина для голосования (специальное место для тайного голосования).
Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей, участников референдума, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.
4.5. Для слепых и слабовидящих граждан на информационном стенде следует разместить информацию о зарегистрированных кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов, о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, о вопросе референдума, о тексте нормативного акта, вынесенного на референдум, о порядке заполнения избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, выполненную крупным шрифтом или с применением рельефно-точечного шрифта Брайля.
С учетом потребностей указанной категории граждан в помещениях для голосования в кабинах для тайного голосования следует размещать средства оптической коррекции (лупы, лупы с подсветкой и др.), дополнительное освещение, стулья.
4.6. При организации голосования избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по зрению, для самостоятельного заполнения ими бюллетеней на избирательных участках могут использоваться специальные трафареты двух видов:
с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях, бюллетенях для голосования на референдуме для проставления знака по строкам размещения наименований избирательных объединений, зарегистрированных кандидатов, ответа на вопрос референдума;
с прорезями на месте квадратов в избирательных бюллетенях, бюллетенях для голосования на референдуме для проставления знака по строкам размещения наименований избирательных объединений, зарегистрированных кандидатов, ответа на вопрос референдума, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля.

5. Организация информационно-разъяснительной работы

5.1. ТИК при подготовке планов работы по информационному обеспечению выборов и референдумов в целях повышения доступности информации должны предусмотреть необходимые меры по информированию избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами.
5.2. Информирование избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, осуществляется с использованием различных способов обеспечения беспрепятственного доступа к информации, которые определяются с учетом категории инвалидности.
5.3. Избирательные комиссии, комиссии референдума могут распространять информационные материалы среди соответствующих категорий избирателей, участников референдума как самостоятельно, так и с помощью органов социальной поддержки населения, сотрудников почтовых отделений, общественных организаций инвалидов, волонтеров, иных общественных объединений, размещая их (по согласованию) в местах, наиболее часто посещаемых инвалидами всех категорий (поликлиники, аптеки, органы социальной поддержки населения, территориальные отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия, почтовые отделения, социальные магазины и т.д.).
5.4. Избирательным комиссиям, комиссиям референдума для информационного обеспечения избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами по зрению, рекомендуется:
предусмотреть использование возможностей существующих сетей радиовещания;
по возможности подготовить выпуски информационных материалов в аудиоформате (на цифровых носителях) о ходе избирательной кампании, кампании референдума (времени и месте голосования, основных действиях, контактах), избирательных объединениях и зарегистрированных кандидатах, участвующих в выборах, вопросах референдума, порядке голосования, порядке заполнения избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме и других процедур;
предусмотреть возможность подготовки информационных выпусков изданий (листков), напечатанных увеличенным шрифтом, удобным для прочтения (или с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля);
в целях ознакомления слепых граждан с информацией о выборах и референдумах использовать технические возможности библиотек для слепых, коррекционных школ, общественных организаций инвалидов, располагающих специальным оборудованием (тифлооборудованием), на которое установлены компьютерные программы экранного доступа, преобразующие текстовые файлы в звуковые.
обеспечить специализированные библиотеки для слепых необходимыми информационными материалами, изготовленными избирательными комиссиями, комиссиями референдума и адаптированными для данной категории граждан.
5.5. Избирательным комиссиям, комиссиям референдума целесообразно осуществлять информационное обеспечение граждан, являющихся инвалидами по зрению, совместно с региональными и местными общественными организациями Всероссийского общества слепых.
5.6. Избирательным комиссиям, комиссиям референдума для информационного обеспечения глухих и слабослышащих граждан в период избирательных кампаний, кампаний референдума рекомендуется по возможности использовать текстовую передачу информации о выборах и референдумах средствами факсимильной и мобильной связи (СМС-сообщения).
5.7. Визуальную информацию о выборах и референдумах в публичных местах рекомендуется располагать так, чтобы граждане, являющиеся инвалидами-колясочниками, могли ознакомиться с ней без дополнительных усилий.
5.8. Избирательным комиссиям, комиссиям референдума рекомендуется заблаговременно довести до граждан, являющихся инвалидами, информацию о возможных способах голосования, предусмотренных федеральным законодательством о выборах и референдумах: голосование по открепительным удостоверениям, голосование вне помещения для голосования, голосование с помощью других лиц.
5.9. Рекомендовать избирательным объединениям, зарегистрированным кандидатам, участвующим в выборах, инициативным группам по проведению референдума обратить особое внимание на информационную работу с данной категорией избирателей, участников референдума и готовить для слепых и слабовидящих граждан агитационные материалы в аудиоформате, печатные агитационные материалы крупным шрифтом, а для глухих или слабослышащих граждан - агитационные материалы (видеоролики) с субтитрами или сурдопереводом.
5.10. Избирательным комиссиям, комиссиям референдума во взаимодействии с общественными организациями инвалидов, органами местного самоуправления, иными организациями в целях повышения правовой культуры избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, их интеграции в общество рекомендуется использовать различные формы информационно-разъяснительной деятельности, в том числе проведение выставок, деловых и ролевых игр, а также игр с элементами компьютерных технологий; уделять внимание работе с молодыми и будущими избирателями; проводить адаптированные к целевой аудитории различные мероприятия информационно-просветительской направленности в коррекционных школах, иных учебных заведениях, реабилитационных центрах, детских оздоровительных лагерях и т.д.
5.11. В работе по информированию граждан, являющихся инвалидами, оказанию им консультативной, юридической помощи избирательные комиссии, комиссии референдума могут использовать возможности "горячей линии" связи с избирателями, участниками референдума, в том числе средства мобильной связи и Интернет-ресурсы избирательных комиссий. Рекомендуется привлекать для данной работы представителей общественных организаций инвалидов и волонтеров.

6. Обеспечение процесса голосования избирателей,
участников референдума, являющихся инвалидами

6.1. В целях обеспечения доступности маршрутов движения гражданина, являющегося инвалидом, от места проживания до помещения для голосования соответствующая ТИК может обратиться к органам социальной поддержки населения, общественным организациям инвалидов с просьбой о проведении совместной работы по составлению и уточнению "паспорта маршрута избирателя, являющегося инвалидом, на избирательный участок" (далее - паспорт).
В паспорте рекомендуется указывать следующую информацию: фамилия, имя, отчество; адрес проживания; возраст; категория инвалидности (зрение, нарушение функций опорно-двигательного аппарата); проживает в квартире: один/с семьей; этаж проживания; наличие телефона; наличие специального транспортного средства/сопровождающего до избирательного участка; тип дома (частный/благоустроенный); наличие приспособлений, позволяющих выйти из квартиры на улицу (лифты, подъемники, перила, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам); наличие на маршруте следования: звуковых светофоров, оборудованных подземных переходов, наземных переходов с тактильными указателями, специально оборудованного муниципального автотранспорта с подъемниками, удобных подъездных путей к избирательному участку, участку референдума; наличие доступа на избирательный участок, участок референдума (лифты, подъемники, поручни, пандусы, соответствующие действующим строительным нормам и правилам); иные проблемы, возникающие при передвижении.
Заполненный паспорт может быть подписан гражданином, являющимся инвалидом, представителем органов социальной поддержки населения, представителем общественной организации инвалидов, председателем территориальной избирательной комиссии или участковой комиссии.
По результатам анализа данных, указанных в паспорте (паспортах), в органы местного самоуправления направляются предложения для принятия мер по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов на избирательный участок, в органы социальной поддержки населения - о выделении специализированного транспорта с подъемником для передвижения инвалидов-колясочников, социального такси (с указанием количества).
6.2. Участковые комиссии после получения из территориальной избирательной комиссии соответствующих данных о гражданах, являющихся инвалидами, до дня голосования уточняют сведения о месте голосования инвалидов (в помещении для голосования или вне помещения для голосования) и о необходимости оказания содействия при голосовании.
6.3. Избиратели, участники референдума, являющиеся инвалидами, в соответствии со статьей 66 Федерального закона об основных гарантиях имеют право обратиться с письменным заявлением или устным обращением (в том числе переданным при содействии других лиц) о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования в день голосования. Участковая комиссия обязана обеспечить это право в соответствии с вышеназванной нормой Федерального закона.
6.4. Инвалиды, которые в день голосования не будут находиться по месту своего жительства и не смогут прибыть на избирательный участок, участок референдума, где они включены в список избирателей, участников референдума, в соответствии с пунктом 1 статьи 62 Федерального закона об основных гарантиях вправе на основании письменного заявления с указанием причины, по которой им требуются открепительные удостоверения, получить в соответствующей ТИК или участковой комиссии в установленные законами о выборах и референдумах Республики Хакасия сроки открепительные удостоверения и принять участие в голосовании на том избирательном участке, участке референдума, на территории которого они будут находиться в день голосования.
В случае если гражданин не имеет возможности прибыть самостоятельно на избирательный участок, участок референдума для получения открепительного удостоверения, его может получить представитель гражданина на основании нотариально удостоверенной доверенности либо доверенности, удостоверенной администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении).
Избирательные комиссии, комиссии референдума при взаимодействии с органами социальной поддержки населения могут по просьбе гражданина, являющегося инвалидом, оказать содействие в получении им открепительного удостоверения и предоставлении для этих целей органами социальной поддержки населения автотранспорта (социальное такси).
6.5. На избирательном участке, участке референдума в день голосования гражданин, являющийся инвалидом по зрению, либо гражданин, имеющий другие нарушения здоровья, не позволяющие ему самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме или заполнить бюллетень, принять участие в электронном голосовании, в соответствии с пунктом 10 статьи 64 Федерального закона об основных гарантиях вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, комиссии референдума, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, доверенным лицом или уполномоченным представителем политической партии, в том числе по финансовым вопросам, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем.
Такой гражданин устно извещает избирательную комиссию, комиссию референдума о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. В этом случае в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей, участников референдума указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю, участнику референдума.
6.6. На избирательном участке, участке референдума члены участковых комиссий, комиссий референдума с правом решающего голоса, волонтеры с разрешения председателя участковой комиссии, комиссии референдума могут оказывать содействие инвалидам по их просьбе в ознакомлении с информацией об избирательных объединениях, наименования которых включены в избирательный бюллетень, о зарегистрированных кандидатах, о вопросе референдума, в том числе с информацией, изготовленной специально для слепых и слабовидящих избирателей, а также сопроводить их до кабины для тайного голосования, стационарного ящика для голосования, организовать помощь при входе и выходе из здания, в котором расположено помещение для голосования.
6.7. Для организации самостоятельного голосования граждан, являющихся инвалидами по зрению, в помещении либо вне помещения для голосования участковым комиссиям, комиссиям референдума рекомендуется использовать трафареты для заполнения бюллетеней.
Поместив незаполненный бюллетень в папку-трафарет, гражданин сможет найти наименование избирательного объединения, зарегистрированного кандидата, вариант ответа на вопрос референдума и поставить знак в квадрате соответствующей прорези. Заполнив бюллетень, гражданин достает его из папки и опускает в ящик для голосования.
Трафареты для заполнения бюллетеня, изготовленные как с рельефно-точечным шрифтом Брайля, так и без него, могут быть использованы в зависимости от потребности. Они могут быть применены для голосования гражданина с глубоким нарушением зрения, не являющегося инвалидом.
6.8. На избирательные участки, участки референдума, на которых предполагается участие в голосовании значительного количества глухих и слабослышащих граждан, при содействии органов социальной поддержки населения, общественных организаций инвалидов рекомендуется привлекать к работе переводчиков жестового языка (сурдопереводчиков), социальных и медицинских работников.
6.9. В случае нахождения в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений граждан, являющихся инвалидами, и других маломобильных граждан избирательным комиссиям, комиссиям референдума следует обеспечить реализацию их избирательных прав с учетом особенностей категории инвалидности, ограничений по здоровью.

7. Учет особенностей электорального поведения граждан,
являющихся инвалидами, в деятельности избирательных
комиссий, комиссий референдума

7.1. Избирательные комиссии, комиссии референдума в своей работе с гражданами, являющимися инвалидами, должны учитывать их особенности, обусловленные категорией инвалидности.
7.2. При появлении в помещении для голосования гражданина, являющегося инвалидом, прежде всего, следует тактично выяснить, нуждается ли он в какой-либо помощи.
7.3. При общении с гражданином, являющимся слепым, рекомендуется общаться непосредственно с ним, а не с сопровождающим его лицом, в беседе с гражданином пользоваться обычной разговорной лексикой, в помещении не следует отходить от него без предупреждения.
7.4. При работе с гражданином, имеющим нарушение слуха, рекомендуется общаться непосредственно с ним, слова можно дополнить понятными жестами, уточняющими действия, связанные с процедурой голосования. С таким гражданином можно общаться в письменной форме либо через сурдопереводчика.
7.5. При работе с гражданином, имеющим нарушения функций опорно-двигательного аппарата, необходимо предложить ему стул либо освободить место у стола для выдачи бюллетеней для кресла-коляски, предложить сопроводить до кабины (места) для тайного голосования, стационарного ящика, выхода из помещения для голосования. В необходимых случаях следует оказать содействие при посадке в автотранспорт.
7.6. Для оказания в день голосования помощи избирателям, участникам референдума, являющимся инвалидами, на избирательных участках, участках референдума может быть организовано дежурство волонтерских организаций.

8. Заключительные положения

Избирательные комиссии, комиссии референдума после установления итогов голосования должны принять меры по доведению данной информации до избирателей, участников референдума, являющихся инвалидами, в том числе через общественные организации инвалидов.


------------------------------------------------------------------