Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 23.04.2013 по делу N А74-3845/2012 <О признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30.11.2011 N 260-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу № А74-3845/2012

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судей:
председательствующего И.В. Тутарковой, Н.В. Гигель, Е.В. Каспирович,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Болкуновой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (ИНН 1901003640, ОГРН 1021900525030)
к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия (ИНН 1901040882, ОГРН 1021900531510)
о признании недействующим приказа от 30 ноября 2011 года № 260-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети".
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя - Левченко Д.А. на основании доверенности от 01.10.2010;
Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия - Ливинцов С.А. на основании доверенности от 10.01.2013 № 2.

Муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (далее - МП "Абаканские тепловые сети") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии) о признании недействующим приказа от 30 ноября 2011 года № 260-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети".
Определением арбитражного суда от 11.09.2012 производство по делу № А74-3845/2012 приостановлено до вступления в законную силу итоговых судебных актов по делу № А74-3939/2012 по заявлению муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" о признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 21 октября 2010 года № 274 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2011 год" в части установления предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования г. Абакан в размере 115,0% и по делу № А74-4218/2012 по заявлению муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" о признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 28 октября 2011 года № 78-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2012 год" в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования г. Абакан.
Определением арбитражного суда от 23.04.2013 производство по делу № А74-3845/2012 возобновлено.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование. Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении (л. 7).
Представитель Госкомтарифэнерго Хакасии поддержал позицию, изложенную ранее в отзыве на заявление (л. 33).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.06.1992 Абаканской регистрационной палатой (регистрационный № 2169), о чем 07.10.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия выдано свидетельство серии 19 № 0120711.
Основным видом деятельности МП "Абаканские тепловые сети" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельным. Дополнительным видом деятельности является передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
МП "Абаканские тепловые сети" осуществляет поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения абонентам, находящимся на территории города Абакана.
28.04.2011 МП "Абаканские тепловые сети" направило в Госкомтарифэнерго Хакасии материалы для открытия дела об установлении тарифов по производству и передаче тепловой энергии на 2012 год (л. 18).
Госкомтарифэнерго Хакасии 05.05.2011 открыто дело № Т-53/12 об установлении тарифов (цен) (л. 19).
24.11.2011 в присутствии представителей МП "Абаканские тепловые сети" состоялось заседание Правления Госкомтарифэнерго Хакасии (протокол № 196), по итогам которого правлением принято решение об установлении на 2012 год для МП "Абаканские тепловые сети" тарифов на тепловую энергию (без учета НДС): производство тепловой энергии с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 1958,83 руб./Гкал, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 2087,27 руб./Гкал, с 01.09.2012 - 2260,47 руб./Гкал; ставка за содержание тепловых сетей с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 58,24 руб./Гкал, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 66,16 руб./Гкал, с 01.09.2012 - 82,20 руб./Гкал; ставка на оплату потерь тепловой энергии при ее передаче по сетям с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 112,17 руб./Гкал, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 118,95 руб./Гкал, с 01.09.2012 - 127,82 руб./Гкал; тарифы для конечных потребителей, с учетом покупной теплоэнергии с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 790,84 руб./Гкал, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 838,30 руб./Гкал, с 01.09.2012 - 904,02 руб./Гкал (л. 21).
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24.11.2011 № 210-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию на 2012 год для МП "Абаканские тепловые сети" для конечных потребителей, с учетом покупной теплоэнергии, в размере (без учета НДС): с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 790,84 руб./Гкал, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 838,30 руб./Гкал, с 01.09.2012 - 904,02 руб./Гкал. Данный приказ опубликован 31.12.2011 в печатном издании - газета "Хакасия" № 250 (л. 75).
30.11.2011 Госкомтарифэнерго Хакасии издан приказ № 260-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", которым установлены и введены в действие на 2012 год для расчета платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" в объеме потребления населением, в следующих размерах (с учетом НДС): для населения, проживающего в многоквартирных домах жилищного фонда независимо от формы собственности и выбранной формы управления, с 01.01.2012 - 830,24 руб./Гкал, с 01.07.2012 - 929,87 руб./Гкал; для населения, проживающего в индивидуальных жилых домах, с 01.01.2012 - 559,84 руб./Гкал, 01.07.2012 - 627,02 руб./Гкал. Данный приказ опубликован 17.01.2012 в печатном издании - газета "Хакасия" № 5 (л. 74).
Полагая, что тарифы, установленные приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.11.2011 № 260-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", являются экономически необоснованными, установленными с нарушением положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", МП "Абаканские тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Соответствующие разъяснения даны в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации".
Как следует из содержания оспариваемого приказа, Госкомтарифэнерго Хакасии установил тарифы для МП "Абаканские тепловые сети" для расчета платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению на 2012 год.
Данный правовой акт принят правотворческим органом - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и направлен на установление тарифа, который используется для расчета платы граждан (потребителей коммунальных услуг) за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению. В связи с этим оспариваемый правовой акт рассчитан для неопределенного круга лиц и многократное применение.
С учетом изложенного арбитражный суд считает, что оспариваемый приказ отвечает критериям нормативности, затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому данный спор подведомственен арбитражному суду и подлежит рассмотрению по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Из приведенных норм следует, что в предмет исследования по настоящему делу входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии полномочий на вынесение оспариваемого нормативного акта, о соответствии (несоответствии) оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая оспариваемый заявителем нормативный правовой акт на соответствие его федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства представитель Госкомтарифэнерго Хакасии, согласился с тем, что тарифы на тепловую энергию в размерах, установленных приказом от 30 ноября 2011 года № 260-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", не являются экономически обоснованными. Вместе с тем, как пояснил представитель Госкомтарифэнерго Хакасии, указанный приказ был принят в целях недопущения превышения роста платы граждан за коммунальные услуги, проживающих на территории МО г. Абакан, свыше установленных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 28.10.2011 № 78-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2012 год", предельных индексов. При определении уровня роста платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году Госкомтарифэнерго Хакасии руководствовался поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 26.09.2011 № ДК-П9-6808, которым был определен максимальный рост платы граждан за коммунальные услуги с 01.07.2012 - 112%. Кроме того, Госкомтарифэнерго Хакасии отметил, что для приведения платы граждан в соответствие с установленным предельным индексом Правительством Республики Хакасия предусмотрен механизм компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим и управляющим организациям за счет средств республиканского бюджета (Постановление Правительства Республики Хакасия от 10.05.2012 № 290 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий в 2012 году на частичную компенсацию убытков организациям, предоставляющим населению (исполнителям коммунальных услуг) коммунальные услуги, коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и существенным ростом тарифов на энергетические ресурсы на 2012 год").
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Таким образом, установление регулируемых цен (тарифов, платы) в сфере теплоснабжения осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 7 Закона № 190-ФЗ, к которым, в частности, относятся обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, обеспечение открытости и доступности для потребителей, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
При установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения установлены в статье 9 Закона № 190-ФЗ, а именно: в качестве методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения признаются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод сравнения аналогов. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Правительством Российской Федерации. В свою очередь, выбор конкретного метода регулирования тарифов зависит от того, какие цели преследует теплоснабжающая (теплосетевая) организация, а также специфики рынка тепловой энергии в конкретном регионе. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения теплоснабжающей (теплосетевой) организации.
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 (далее - Правила), определен порядок рассмотрения регулирующими органами соответствующих дел об установлении тарифов и (или) предельных уровней. Так, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 7 Правил). При формировании таких дел предусмотрена обязанность регулирующего органа провести экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, сроки и процедура проведения, которой регламентированы пунктом 16 Правил.
К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 Правил.
Пункт 17 Правил определяет требования к экспертному заключению, оформляемому по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям); анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за два предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
В соответствии с указанными Правилами приказом ФСТ РФ от 08.04.2005 № 130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), которым определена процедура рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), а также принятия решений по указанным вопросам регулирующими органами (далее - Регламент).
В разделе III Регламента предусмотрен порядок рассмотрения дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, предполагающий возбуждение тарифного дела и проведение экспертизы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложений об установлении тарифов (пункты 21, 22).
Административный регламент исполнения государственной функции по рассмотрению дел об установлении тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 24 июля 2009 года № 21-од, также предусматривает необходимость открытия тарифного дела (пункт 6.6) и проведения экспертизы (пункты 6.8, 6.9, 6.10).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Согласно части 2 статьи 3 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляется в соответствии с законом о тарифах и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Согласно части 1 статьи 13 Закона № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Закона.
Статьей 14 Закона № 210-ФЗ определены основания и порядок досрочного пересмотра тарифов и надбавок. В частности, одним из оснований для досрочного пересмотра тарифов является изменение установленных или установление предельных индексов (п. 9 ч. 1).
При этом в части 8 данной статьи предусмотрено, что досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок, за исключением случаев досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в п. 4, 5 и 9 ч. 1 и п. 3 и 4 ч. 1.1 настоящей статьи.
Как следует из пояснений представителей заявителя и Госкомтарифэнерго Хакасии, данных в ходе судебного разбирательства, а также усматривается из материалов дела, по результатам рассмотрения тарифного дела на 2012 год для МП "Абаканские тепловые сети" принято решение установить экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию в размере (без учета НДС): с 01.01.2012 по 30.06.2012 - 790,84 руб./Гкал, с 01.07.2012 по 31.08.2012 - 838,30 руб./Гкал, с 01.09.2012 - 904,02 руб./Гкал (протокол заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 24.11.2011 № 196). В связи с этим приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24.11.2011 № 210-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию на 2012 год в указанных размерах.
Вместе с тем приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.11.2011 № 260-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", принятым на основании решения Правления Госкомтарифэнерго Хакасии (протокол заседания от 30.11.2011 № 250), установлены и введены в действие на 2012 год для расчета платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", в объеме потребления населением, в следующих размерах (с учетом НДС): для населения, проживающего в многоквартирных домах жилищного фонда независимо от формы собственности и выбранной формы управления, с 01.01.2012 - 830,24 руб./Гкал, с 01.07.2012 - 929,87 руб./Гкал; для населения, проживающего в индивидуальных жилых домах, с 01.01.2012 - 559,84 руб./Гкал, 01.07.2012 - 627,02 руб./Гкал.
Согласно протоколу заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 250 от 30.11.2011 (л. 48) решение об установлении тарифов в размерах, указанных в оспариваемом приказе от 30.11.2011 № 260-т, принято Госкомтарифэнерго Хакасии в связи с ограничением платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 28.10.2011 № 78-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2012 год".
Арбитражным судом установлено, что приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 28.10.2011 № 78-к вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.12.2012 по делу А74-4218/2012 признан недействующим в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования г. Абакан в связи с несоответствием Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года № 708 "Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги". При принятии указанного решения арбитражный суд пришел к выводу, что регулирующим органом при принятии названного приказа не производилась оценка доступности для граждан платы за коммунальные услуги по муниципальному образованию г. Абакан. В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу № А74-4218/2012 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает несостоятельной ссылку Госкомтарифэнерго Хакасии на приказ от 28.10.2011 № 78-к как на правомерное основание установления размера оспариваемых тарифов.
Довод Госкомтарифэнерго Хакасии о том, что его действия являются вынужденными и при утверждении тарифов на тепловую энергию он руководствовался поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 26.09.2011 № ДК-П9-6808, которым был определен максимальный рост платы граждан за коммунальные услуги с 01.07.2012 - 112% (л. 60), не принимается арбитражным судом, поскольку данный документ не является нормативным правовым актом. Кроме того, содержание указанного документа не освобождает орган регулирования Республики Хакасия от соблюдения требований Основ ценообразования.
Арбитражным судом установлено, что на заседании Правления Госкомтарифэнерго Хакасии расходы МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (протокол № 196 от 24.11.2011), учитываемые при расчете тарифов на тепловую энергию, были признаны обоснованными. В связи с этим приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 24.11.2011 № 210-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" предприятию были установлены экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию на 2012 год.
Однако Госкомтарифэнерго Хакасии, не отменяя указанного приказа, 30.11.2011 издает приказ № 260-т, которым, ссылаясь на протокол заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 250 от 30.11.2011, устанавливает тарифы на 2012 год для расчета платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению тарифы на тепловую энергию, отпускаемую МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", в объеме потребления населением, в следующих размерах (с учетом НДС): для населения, проживающего в многоквартирных домах жилищного фонда независимо от формы собственности и выбранной формы управления, с 01.01.2012 - 830,24 руб./Гкал, с 01.07.2012 - 929,87 руб./Гкал; для населения, проживающего в индивидуальных жилых домах, с 01.01.2012 - 559,84 руб./Гкал, 01.07.2012 - 627,02 руб./Гкал.
Вопрос о досрочном пересмотре тарифа Госкомтарифэнерго Хакасии не рассматривался.
Госкомтарифэнерго Хакасии в нарушение части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил арбитражному суду доказательств принятия решения о пересмотре тарифов и доказательств его пересмотра в порядке, установленном статьей 14 Закона № 210-ФЗ.
Исследовав и оценив протокол заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 250 от 30.11.2011, арбитражный суд полагает, что протокол сам по себе не может быть принят в качестве экспертного заключения, поскольку не содержит экономического обоснования установленных для МП "Абаканские тепловые сети" тарифов на тепловую энергию на 2012 год для населения, проживающего в индивидуальных и многоквартирных жилых домах.
В отсутствие экспертного заключения Госкомтарифэнерго Хакасии по тарифу, установленному приказом Госкомтарифэнерго Хакасии № 260-т от 30.11.2011, регулирующий орган не доказал, что при расчете указанного тарифа на тепловую энергию на 2012 год для населения, проживающего в индивидуальных и многоквартирных жилых домах, применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Довод Госкомтарифэнерго Хакасии о наличии механизма компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим и управляющим организациям за счет средств республиканского бюджета не подлежит исследованию в рамках настоящего спора, поскольку является предметом оценки в рамках спора о взыскании убытков, возникших в результате разницы между утвержденным Госкомтарифэнерго Республике Хакасия экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и горячую воду и тарифом, утвержденным для расчетов с потребителями.
Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу, что Госкомтарифэнерго Хакасии принят приказ от 30 ноября 2011 года № 260-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" в нарушение общих принципов тарифного регулирования.
Несоблюдение Госкомтарифэнерго Хакасии общих принципов тарифного регулирования, порядка и процедуры установления тарифов привело к нарушению вышеуказанных нормативных актов.
При изложенных обстоятельствах приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 ноября 2011 года № 260-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" подлежит признанию недействующим.
В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 2000 руб., уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд на основании платежного поручения от 07 августа 2012 года № 827.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По результатам рассмотрения дела на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Удовлетворить заявление муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети".
Признать недействующим приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 30 ноября 2011 года № 260-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", в связи с несоответствием Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
2. Взыскать с Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия в пользу муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председательствующий судья
И.В.ТУТАРКОВА

Судьи
Н.В.ГИГЕЛЬ
Е.В.КАСПИРОВИЧ


------------------------------------------------------------------