Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 23.04.2013 по делу N А74-3600/2012 <О признании недействующим приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 20.12.2010 N 504-к "О тарифе на горячую воду для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу № А74-3600/2012

Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судей:
председательствующего И.В. Тутарковой, Н.В. Гигель, Е.В. Каспирович,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Болкуновой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (ИНН 1901003640, ОГРН 1021900525030)
к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия (ИНН 1901040882, ОГРН 1021900531510)
о признании недействующим приказа от 20 декабря 2010 года № 504-к "О тарифах на горячую воду для муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" с изменениями, внесенными приказом от 30 сентября 2011 года № 68-к,
при участии в деле прокурора Республики Хакасия.
В судебном заседании принимали участие представители:
заявителя - Левченко Д.А. на основании доверенности от 01.10.2010;
Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия - Ливинцов С.А. на основании доверенности от 10.01.2013 № 2;
прокурора Республики Хакасия - Кузнецова Н.В., старший помощник прокурора.

Муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (далее - МП "Абаканские тепловые сети") обратилось в арбитражный суд с заявлением (по делу № А74-2930/2012) к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии) о признании недействующим приказа от 16 декабря 2010 года № 496-т "О тарифах на тепловую энергию для МП "Абаканские тепловые сети" с изменениями, внесенными приказом от 30 сентября 2011 года № 67-т, о признании недействующим приказа от 20 декабря 2010 года № 504-к "О тарифах на горячую воду для МП "Абаканские тепловые сети" с изменениями, внесенными приказом от 30 сентября 2011 года № 68-к.
В предварительном судебном заседании 10.07.2012 в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Хакасия.
Определением арбитражного суда от 26.07.2012 из дела № А74-2930/2012 выделено в отдельное производство требование муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" о признании недействующим приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 20 декабря 2010 года № 504-к "О тарифах на горячую воду для муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети" с изменениями, внесенными приказом от 30 сентября 2011 года № 68-к. Выделенному требованию присвоен номер дела А74-3600/2012.
Определением арбитражного суда от 23.08.2012 производство по делу № А74-3600/2012 приостановлено до вступления в законную силу итогового судебного акта по делу № А74-3939/2012 по заявлению муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" о признании недействующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 21 октября 2010 года № 274 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2011 год" в части установления предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования г. Абакан в размере 115,0%.
Определением арбитражного суда от 23.04.2013 производство по делу № А74-3600/2012 возобновлено.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал требование. Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении и пояснениях к нему (л. 14, 34, 53, 66).
Представитель Госкомтарифэнерго Хакасии поддержал позицию, изложенную ранее в отзыве на заявление и дополнениях к нему (л. 39, 93).
Представитель прокурора Республики Хакасия пояснил, что поскольку судебные акты по делу № А74-3939/2012 имеют преюдициальное значение, оспариваемый приказ противоречит действующему законодательству в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети" зарегистрировано в качестве юридического лица 11.06.1992 Абаканской регистрационной палатой (регистрационный № 2169), о чем 07.10.2002 Межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия выдано свидетельство серии 19 № 0120711.
Основным видом деятельности МП "Абаканские тепловые сети" является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельным. Дополнительным видом деятельности является передача пара и горячей воды (тепловой энергии).
МП "Абаканские тепловые сети" осуществляет поставку тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения абонентам, находящимся на территории города Абакана.
20.10.2010 МП "Абаканские тепловые сети" направило в Госкомтарифэнерго Хакасии материалы для открытия дела об установлении тарифов на горячее водоснабжение на 2011 год.
Госкомтарифэнерго Хакасии 28.10.2010 открыто дело № ГВС-107/11 об установлении тарифов (цен).
30.11.2010 в присутствии представителей МП "Абаканские тепловые сети" состоялось заседание Правления Госкомтарифэнерго Хакасии (протокол № 365), по итогам которого Правлением принято решение об установлении и введении в действие с 01.01.2011 тарифа на горячую воду для МП "Абаканские тепловые сети" в размере 67,22 руб. (без учета НДС) (л. 37). Кроме того, в пункте 4 протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии принято решение об установлении с 01.01.2011 для расчета платы граждан за коммунальные услуги тарифы на горячую воду для МП "Абаканские тепловые сети" в размере 60,78 руб./куб. м (без НДС) для населения, проживающего в многоквартирных домах, и 71,72 руб./куб. м (с учетом НДС) для населения, проживающего в индивидуальных жилых домах.
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.11.2010 № 465-к "О тарифе на горячую воду для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" установлен экономически обоснованный тариф на горячую воду в размере 67,22 руб./куб. м (без учета НДС) на 2011 год (л. 19). Данный приказ опубликован 25.12.2010 в печатном издании - газета "Хакасия" № 245 (л. 143).
На основании протокола заседания Правления № 365 Госкомтарифэнерго Хакасии также издан приказ от 20.12.2010 № 504-к "О тарифе на горячую воду для муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (л. 20), которым, с учетом изменений, внесенных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 28.12.2010 № 515-к (л. 142), установлены на 2011 год для расчета платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифы на горячую воду для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" в следующих размерах:
- для населения, проживающего в многоквартирных домах жилищного фонда независимо от формы собственности и выбранной формы управления, в размере 60,78 руб./куб. м, без учета НДС;
- для населения, проживающего в индивидуальных жилых домах, в размере 71,72 руб./куб. м, с учетом НДС.
Приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 20.12.2010 № 504-к опубликован 25.12.2010 в официальном печатном издании - газете "Хакасия" № 245 (л. 141), приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 28.12.2010 № 515-к опубликован в официальном печатном 30.12.2010 издании - газете "Хакасия" № 248 (л. 142).
Приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.09.2011 № 68-к "О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20.12.2010 № 504-к "О тарифе на горячую воду для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" установлены на 2011 год для расчета платы граждан за коммунальные услуги тарифы на горячую воду для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" в следующих размерах:
- для населения, проживающего в многоквартирных домах жилищного фонда независимо от формы собственности и выбранной формы управления, в размере 71,72 руб./куб. м, с учетом НДС;
- для населения, проживающего в индивидуальных жилых домах, в размере 71,72 руб./куб. м, с учетом НДС.
Изменения, утвержденные указанным приказом, применены к правоотношениям, возникшим с 01.01.2011 (л. 21). Данный приказ 08.11.2011 опубликован в печатном издании - газета "Хакасия" № 211 (л. 144).
Полагая, что тарифы, установленные приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 20.12.2010 № 504-к (в редакции приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.09.2011 № 68-к), являются экономически необоснованными, установленными с нарушением требований статей 2, 4 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", пункта 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109, МП "Абаканские тепловые сети" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Соответствующие разъяснения даны в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации".
Как следует из содержания оспариваемого приказа, Госкомтарифэнерго Хакасии установил тарифы для МП "Абаканские тепловые сети" для расчета платы граждан за коммунальные услуги по горячему водоснабжению на 2011 год.
Данный правовой акт принят правотворческим органом - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и направлен на установление тарифа, который используется для расчета платы граждан (потребителей коммунальных услуг) за коммунальные услуги по горячему водоснабжению. В связи с этим оспариваемый правовой акт рассчитан для неопределенного круга лиц и многократное применение.
С учетом изложенного арбитражный суд считает, что оспариваемый приказ отвечает критериям нормативности, затрагивает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому данный спор подведомственен арбитражному суду и подлежит рассмотрению по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Из приведенных норм следует, что в предмет исследования по настоящему делу входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии полномочий на вынесение оспариваемого нормативного акта, о соответствии (несоответствии) оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая оспариваемый заявителем нормативный правовой акт на соответствие его федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства представитель Госкомтарифэнерго Хакасии согласился с тем, что тарифы на горячую воду в размере 71,72 руб./м3 с учетом НДС для населения, проживающего в индивидуальных и многоквартирных жилых домах, установленные приказом от 20.12.2010 № 504-к "О тарифе на горячую воду для муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети", не являются экономически обоснованными. Вместе с тем, как пояснил представитель Госкомтарифэнерго Хакасии, указанный приказ был принят в целях недопущения превышения роста платы граждан за коммунальные услуги, проживающих на территории МО г. Абакан, свыше 115,0% (с учетом приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 21 октября 2010 года № 274 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2011 год"). При определении уровня роста платы граждан за коммунальные услуги в 2011 году Госкомтарифэнерго Хакасии руководствовался поручением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010, поручениями заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака об ограничении платежей граждан за коммунальные услуги от 22.09.2010 № ДК-П9-6514 от 28.12.2010 № ДК-П9-9044. Кроме того, Госкомтарифэнерго Хакасии отметил, что для приведения платы граждан в соответствие с установленным предельным индексом Правительством Республики Хакасия предусмотрен механизм компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим и управляющим организациям за счет средств республиканского бюджета (Постановление Правительства Республики Хакасия от 10.09.2010 № 469 "Об утверждении Порядка финансирования расходов республиканского бюджета Республики Хакасия в 2010 году на предоставление субсидий на частичную компенсацию убытков организациям, предоставляющим населению (исполнителям коммунальных услуг) жилищные и коммунальные услуги, коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещения издержек, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и существенным ростом тарифов на энергетические ресурсы на 2010 год") (дополнения к отзыву л. 93).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Таким образом, установление регулируемых цен (тарифов, платы) в сфере теплоснабжения осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 7 Закона № 190-ФЗ, к которым, в частности, относятся обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, обеспечение открытости и доступности для потребителей, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
При установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения установлены в статье 9 Закона № 190-ФЗ, а именно: в качестве методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения признаются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод сравнения аналогов. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Правительством Российской Федерации. В свою очередь, выбор конкретного метода регулирования тарифов зависит от того, какие цели преследует теплоснабжающая (теплосетевая) организация, а также специфики рынка тепловой энергии в конкретном регионе. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения теплоснабжающей (теплосетевой) организации.
Экономические, организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (на момент принятия оспариваемого нормативного акта) определял Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон № 41-ФЗ).
В статье 2 Закона № 41-ФЗ предусмотрено, что государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) (далее также - тарифы) осуществляется на основе принципов, изложенных в настоящем Федеральном законе, посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
В силу статьи 6 Закона № 41-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии по указанным электрическим сетям, а также устанавливают тарифы на услуги по передаче тепловой энергии; устанавливают сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков электрической энергии; устанавливают тарифы на электрическую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов, за исключением электрической энергии, продаваемой по нерегулируемым ценам.
Регулирование указанных в статье 6 Закона № 41-ФЗ тарифов осуществляется в соответствии с основами ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской Федерации, правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию и иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утверждаемыми Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109, определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 (далее - Правила), определен порядок рассмотрения регулирующими органами соответствующих дел об установлении тарифов и (или) предельных уровней. Так, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 7 Правил). При формировании таких дел предусмотрена обязанность регулирующего органа провести экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, сроки и процедура проведения, которой регламентированы пунктом 16 Правил.
К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 Правил.
Пункт 17 Правил определяет требования к экспертному заключению, оформляемому по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям); анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за два предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
В соответствии с указанными Правилами приказом ФСТ РФ от 08.04.2005 № 130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), которым определена процедура рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), а также принятия решений по указанным вопросам регулирующими органами (далее - Регламент).
В разделе III Регламента предусмотрен порядок рассмотрения дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, предполагающий возбуждение тарифного дела и проведение экспертизы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложений об установлении тарифов (пункты 21, 22).
Административный регламент исполнения государственной функции по рассмотрению дел об установлении тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 24 июля 2009 года № 21-од, также предусматривает необходимость открытия тарифного дела (пункт 6.6) и проведения экспертизы (пункты 6.8, 6.9, 6.10).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Согласно части 2 статьи 3 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и Правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Согласно части 1 статьи 13 Закона № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Закона.
Статьей 14 Закона № 210-ФЗ определены основания и порядок досрочного пересмотра тарифов и надбавок. В частности, одним из оснований для досрочного пересмотра тарифов является изменение установленных или установление предельных индексов (п. 9 ч. 1).
При этом в части 8 данной статьи предусмотрено, что досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок, за исключением случаев досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в п. 4, 5 и 9 ч. 1 и п. 3 и 4 ч. 1.1 настоящей статьи.
Как следует из пояснений представителей заявителя и Госкомтарифэнерго Хакасии, данных в ходе судебного разбирательства, а также усматривается из протокола заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 365 от 30.11.2010 по результатам рассмотрения тарифного дела приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.11.2010 № 465-к "О тарифе на горячую воду для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети", предприятию установлен экономически обоснованный тариф на горячую воду в размере 67,22 руб./куб. м (без учета НДС) на 2011 год. В расчет стоимости горячего водоснабжения заложен экономически обоснованный тариф на тепловую энергию, утвержденный приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 16.12.2010 № 493-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" в размере 790,84 руб. за 1 Гкал (без учета НДС) на 2011 год (л. 139). Также в стоимость горячего водоснабжения заложена стоимость химически очищенной воды в размере 8,86 руб./куб. м.
Вместе с тем приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 20 декабря 2010 года № 504-к "О тарифах на горячую воду для муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" с изменениями, внесенными приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 сентября 2011 года № 68-к, МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" установлены тарифы на горячую воду на 2011 год в размере 71,72 руб./м3 с учетом НДС для населения, проживающего в индивидуальных и многоквартирных жилых домах.
Согласно протоколу заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 365 от 30.11.2010 для расчета платы граждан за услуги по горячему водоснабжению был принят прогнозный тариф на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" в размере 703,59 руб. за 1 Гкал (без учета НДС) на основании пункта 3 приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 21 октября 2010 года № 274 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2011 год", согласно которому изменение размера платы граждан за коммунальные услуги по МО г. Абакана на 2011 год не должно превышать 115%.
Арбитражным судом установлено, что приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 21 октября 2010 года № 274 вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05.12.2012 по делу А74-3939/2012 признан недействующим в части установления предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования г. Абакан в размере 115,0% в связи с несоответствием Постановлению Правительства Российской Федерации от 28 августа 2009 года № 708 "Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги". При принятии указанного решения арбитражный суд пришел к выводу, что регулирующим органом при принятии названного приказа не производилась оценка доступности для граждан платы за коммунальные услуги по муниципальному образованию г. Абакан. В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение арбитражного суда по делу № А74-3939/2012 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает несостоятельной ссылку Госкомтарифэнерго Хакасии на приказ от 21 октября 2010 года № 274 как на правомерное основание установления размера оспариваемых тарифов.
Довод Госкомтарифэнерго Хакасии о том, что его действия являются вынужденными и при утверждении тарифов на горячую воду он руководствовался указаниями Правительства Российской Федерации по ограничению роста платы граждан не более чем на 15% (выписка из протокола заседания Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 42), поручениями заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 22.09.2010 № ДК-П9-6514 от 28.12.2010 № ДК-П9-9044 (л. 99), не принимается арбитражным судом, поскольку данные документы не являются нормативными правовыми актами. Кроме того, содержание указанных документов не освобождает орган регулирования Республики Хакасия от соблюдения требований основ ценообразования.
Арбитражным судом установлено, что на заседании Правления Госкомтарифэнерго Хакасии расходы МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (протокол № 365 от 30.11.2010), учитываемые при расчете тарифов на горячую воду, были признаны обоснованными. В связи с этим приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30.11.2010 № 465-к "О тарифе на горячую воду для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" предприятию был установлен экономически обоснованный тариф на горячую воду в размере 67,22 руб./куб. м (без учета НДС) на 2011 г.
Однако Госкомтарифэнерго Хакасии, не отменяя указанного приказа, 20 декабря 2010 года издает приказ № 504-к, которым, ссылаясь на протокол заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 365 от 30.11.2010, устанавливает тарифы для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" на горячую воду на 2011 год в размере 71,72 руб./м3 с учетом НДС для населения, проживающего в индивидуальных и многоквартирных жилых домах (с учетом изменений, внесенных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 30 сентября 2011 года № 68-к). Вопрос о досрочном пересмотре тарифа Госкомтарифэнерго Хакасии не рассматривался.
Госкомтарифэнерго Хакасии в нарушение части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил арбитражному суду доказательств принятия решения о пересмотре тарифов и доказательств его пересмотра в порядке, установленном статьей 14 Закона № 210-ФЗ.
Исследовав и оценив протокол заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 365 от 30.11.2010, арбитражный суд полагает, что протокол сам по себе не может быть принят в качестве доказательства обоснованности установления оспариваемых тарифов, поскольку не содержит их экономического обоснования.
В отсутствие экспертного заключения на установленный приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 20.12.2010 № 504-к (с изменениями, внесенными приказом от 30.09.2011 № 68-к) тариф, регулирующий орган не доказал, что при расчете тарифов на горячую воду на 2011 год для населения, проживающего в индивидуальных и многоквартирных жилых домах, применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Довод Госкомтарифэнерго Хакасии о наличии механизма компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающим и управляющим организациям за счет средств республиканского бюджета не подлежит исследованию в рамках настоящего спора, поскольку является предметом оценки в рамках рассматриваемого арбитражным судом дела № А74-62/2012 по заявлению МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия о взыскании 35.729.255 руб. 19 коп. убытков, возникших в результате разницы между утвержденным Госкомтарифэнерго Республике Хакасия экономически обоснованным тарифом на тепловую энергию и горячую воду и тарифом, утвержденным для расчетов с потребителями, производство по которому на момент принятия настоящего решения не завершено.
Таким образом, арбитражный суд пришел к выводу, что Госкомтарифэнерго Хакасии принят приказ от 20 декабря 2010 года № 504-к "О тарифах на горячую воду для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" с изменениями, внесенными приказом от 30 сентября 2011 года № 68-к, в нарушение общих принципов тарифного регулирования.
Несоблюдение Госкомтарифэнерго Хакасии общих принципов тарифного регулирования, порядка и процедуры установления тарифов привело к нарушению вышеуказанных нормативных правовых актов.
При изложенных обстоятельствах приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20 декабря 2010 года № 504-к "О тарифах на горячую воду для муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" с изменениями, внесенными приказом от 30 сентября 2011 года № 68-к, подлежит признанию недействующим.
В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составляет 2000 руб., уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд на основании платежного поручения от 10 июля 2012 года № 665.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
По результатам рассмотрения дела на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Удовлетворить заявление муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети".
Признать недействующим приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 20 декабря 2010 года № 504-к "О тарифах на горячую воду для муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" с изменениями, внесенными приказом от 30 сентября 2011 года № 68-к, в связи с несоответствием Федеральному закону от 14 апреля 1995 года № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Федеральному закону от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлению Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2004 года № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
2. Взыскать с Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия в пользу муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председательствующий судья
И.В.ТУТАРКОВА

Судьи
Н.В.ГИГЕЛЬ
Е.В.КАСПИРОВИЧ


------------------------------------------------------------------