Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 04.07.2013 по делу N А74-4572/2012 <О признании недействующим приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 15.02.2012 N 16-к "О тарифах на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 год" в части установления тарифов на период с 01.01.2012 по 30.06.2012>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 июля 2013 г. по делу № А74-4572/2012

Резолютивная часть решения объявлена 27 июня 2013 года.
Полный текст решения изготовлен 4 июля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судей:
председательствующего Парфентьевой О.Ю., Тутарковой И.В., Каспирович Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лобановой Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Прометей-2" (ИНН 1910010813, ОГРН 1081903000981) общества с ограниченной ответственностью "Прометей-3" (ИНН 1910010820, ОГРН 1081903000970), к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия (ИНН 1901040882, ОГРН 1021900531510) о признании недействующим приказа от 15.02.2012 № 16-к "О тарифах на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 год" в части установления тарифов на период с 01.01.2012 по 30.06.2012,
при участии в деле прокурора Республики Хакасия,
В судебном заседании принимали участие:
от заявителей - Балашко Л.В. на основании определений Арбитражного суда Республики Хакасия от 14.05.2013 по делам № А74-1915/2012, № А74-1915/2012; Таранова Е.В. на основании доверенностей от 15.05.2013 № 2;
от Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия - Данданян М.А. на основании доверенности от 10.01.2013 № 1;
от прокурора Республики Хакасия - Ридзель М.В. на основании уведомления от 03.06.2013 № 8/3-8/21-2012, служебного удостоверения.

Общество с ограниченной ответственностью "Прометей-3" 26.09.2012 обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании недействующим пункта 2 приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 15.02.2012 № 16-к "О тарифах на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 год".
Заявление принято к производству определением арбитражного суда от 28.09.2012, делу присвоен номер А74-4573/2012.
26.09.2012 в Арбитражный суд Республики Хакасия поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "Прометей-2" о признании недействующим пункта 1 приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии) от 15.02.2012 № 16-к "О тарифах на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 год".
Заявление принято к производству определением арбитражного суда от 28.09.2012, делу присвоен номер А74-4572/2012.
Определением арбитражного суда от 25.10.2012 дело № А74-4573/2012 объединено с делом № А74-4572/2012 для совместного их рассмотрения, объединенному делу присвоен номер А74-4572/2012.
В порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предварительном судебном заседании 19.10.2012 в дело вступил прокурор Республики Хакасия.
Определением арбитражного суда от 08.11.2012 производство по делу № А74-4572/2012 приостановлено до вступления в законную силу судебных актов Арбитражного суда Республики Хакасия по делам № А74-5116/2012 и № А74-5117/2012.
Определением арбитражного суда от 10.06.2013 производство по делу № А74-4572/2012 возобновлено.
В предварительном судебном заседании 10.06.2013 представители ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" уточнили предмет заявленного требования, просили признать приказ от 15.02.2012 № 16-к "О тарифах на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 год" недействующим в части установления тарифов на период с 01.01.2012 по 30.06.2012.
Арбитражный суд, в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принял указанное уточнение требований и рассматривает дело с учетом данного обстоятельства.
В судебном заседании представители ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" настаивали на требованиях по основаниям, изложенным в заявлениях, уточнениях и дополнительных пояснениях к ним.
Госкомтарифэнерго Хакасии в отзывах на заявления, поддержанных представителями в ходе судебного разбирательства по делу, требования не признал, полагает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Прокурор Республики Хакасия просил удовлетворить требования заявителей, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на заявление.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Прометей-2" и общество с ограниченной ответственностью "Прометей-3" зарегистрированы в качестве юридических лиц 30.04.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Хакасия (свидетельства о государственной регистрации серии 19 № 000730424, серии 19 № 000730422).
28.08.2012 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены записи о признании ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" банкротом и открытии конкурсного производства на основании решений арбитражного суда.
Основным видом деятельности ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" согласно выпискам из Единого государственного реестра юридических лиц и Уставам является производство, передача и распределение пара горячей воды (тепловой энергии).
21.04.2011 ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" направили в Госкомтарифэнерго Хакасии проекты Производственных программ на 2012 год по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению для рассмотрения и утверждения тарифов на коммунальные услуги на 2012 год.
22.04.2011 ООО "Прометей-2", а 29.04.2011 ООО "Прометей-3" направили в Госкомтарифэнерго Хакасии проекты Производственных программ на 2012 г. по горячему водоснабжению для рассмотрения и утверждения тарифов на коммунальные услуги.
Госкомтарифэнерго Хакасии 04.05.2011 открыты дела N№ ВС-43/12, ВО-44/12, ВС-45/12, ВО-46/12 об установлении для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод на 2012 г., 12.05.2011 - дела № ГВС-114/12, № ГВС-115/12 по установлению тарифов на горячую воду.
17.11.2011 состоялись заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии, о чем составлены протоколы № 146, № 147, по итогам которых Правлением приняты решения об установлении на 2012 г. для ООО "Прометей-3" и ООО "Прометей-2" тарифов на холодную воду и водоотведение.
Приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от 17.11.2011 № 161-к "О тарифах на холодную воду и водоотведение для ООО "Прометей-3" на 2012 год" и № 160-к "О тарифах на холодную воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" на 2012 год" установлены тарифы на холодную воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 г.
17.11.2011 состоялись заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии, о чем составлены протоколы № 138, № 139, по итогам которых Правлением приняты решения об установлении тарифов для ООО "Прометей-3" и ООО "Прометей-2" на тепловую энергию на 2012 г.
В этот же день Госкомтарифэнерго Хакасии изданы приказы № 153-т "О тарифах на тепловую энергию для ООО "Прометей-3" и № 152-т "О тарифах на тепловую энергию для ООО "Прометей-2".
29.11.2011 состоялись заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии, о чем составлены протоколы № 215, № 216, по итогам которых Правлением приняты решения об установлении тарифа для заявителей на горячую воду на 2012 г., и в этот же день изданы приказы № 230-к "О тарифах на горячую воду для ООО "Прометей-3" на 2012 год" и № 229-к "О тарифах на горячую воду для ООО "Прометей-2" на 2012 год".
15.02.2012 состоялось заседание Правления Госкомтарифэнерго Хакасии, о чем составлен протокол № 11, по итогам которого Правлением принято решение об утверждении для расчета платы граждан за коммунальные услуги тарифов на холодную воду, тепловую энергию, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-3" и ООО "Прометей-2" на 2012 г.
15.02.2012 Госкомтарифэнерго Хакасии издан приказ № 16-к "О тарифах на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 год", которым установлены тарифы на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 и с 01.07.2012 по 31.12.2012.
На период с 01.01.2012 по 30.06.2012 тарифы для ООО "Прометей-2" составили на тепловую энергию в размере 1011,61 руб./Гкал, холодную воду - 13,80 руб./куб. м, горячую воду - 69,15 руб./куб. м и водоотведение - 33,32 руб./куб. м и для ООО "Прометей-3" на тепловую энергию в размере 1051,70 руб./Гкал, холодную воду - 14,39 руб./куб. м, горячую воду - 77,74 руб./куб. м и водоотведение - 36,16 руб./куб. м.
Данный приказ опубликован в официальном печатном издании - газете "Хакасия" № 44 от 13.03.2012.
19.03.2012 приказом № 34-к в пункты 1, 2 приказ № 16-к внесены изменения и дополнения, а именно перед словом "применять" дополнено слово "рекомендовать".
Приказ № 34 опубликован в официальном печатном издании - газете "Хакасия" № 54 от 27.03.2012.
Полагая, что тарифы, установленные приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 15.02.2012 № 16-к в части периода с 01.01.2012 по 30.06.2012, являются экономически необоснованными, установленными с нарушением положений Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" обратились в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Соответствующие разъяснения даны в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации".
Как следует из содержания оспариваемого приказа, Госкомтарифэнерго Хакасии установил тарифы для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для расчета платы граждан за коммунальные услуги в 2012 году.
Данный правовой акт принят правотворческим органом - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и направлен на установление тарифа, который используется для расчета платы граждан (потребителей коммунальных услуг) за коммунальные услуги по горячему водоснабжению. В связи с этим оспариваемый правовой акт рассчитан для неопределенного круга лиц и многократное применение.
С учетом изложенного арбитражный суд считает, что оспариваемый приказ отвечает критериям нормативности, затрагивает права и законные интересы заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому данный спор подведомственен арбитражному суду и подлежит рассмотрению по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Из приведенных норм следует, что в предмет исследования по настоящему делу входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии полномочий на вынесение оспариваемого нормативного акта, о соответствии (несоответствии) оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая оспариваемый заявителем нормативный правовой акт на соответствие его федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В ходе судебного разбирательства представитель Госкомтарифэнерго Хакасии, согласился с тем, что тарифы на тепловую энергию, холодную и горячую воду в размерах, установленных приказом от 15.02.2012 № 16-к "О тарифах на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 год", не являются экономически обоснованными. Вместе с тем, как пояснил представитель Госкомтарифэнерго Хакасии, указанный приказ был принят в целях недопущения превышения роста платы граждан за коммунальные услуги, проживающих на территории муниципальных образований Расцветовский сельсовет и Опытненский сельсовет, свыше установленных приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 28.10.2011 № 78-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2012 год" предельных индексов.
При определении уровня роста платы граждан за коммунальные услуги в 2012 г. Госкомтарифэнерго Хакасии также руководствовался поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 26.09.2011 № ДК-П9-6808, которым был определен максимальный рост платы граждан за коммунальные услуги с 01.07.2012 в размере 112%. Дробно доводы Госкомтарифэнерго Хакасии изложены в отзыве.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон № 190-ФЗ) государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Таким образом, установление регулируемых цен (тарифов, платы) в сфере теплоснабжения осуществляется регулирующими органами в соответствии с целями и принципами государственного регулирования, закрепленными в статье 7 Закона № 190-ФЗ, к которым в частности, относятся обеспечение экономической обоснованности расходов и затрат регулируемых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии, обеспечение открытости и доступности для потребителей, процесса регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, осуществление государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а также обеспечение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей тепловой энергии.
При установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Методы регулирования тарифов в сфере теплоснабжения установлены в статье 9 Закона № 190-ФЗ, а именно: в качестве методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения признаются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации установленных тарифов, метод обеспечения доходности инвестированного капитала, метод сравнения аналогов. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Правительством РФ. В свою очередь, выбор конкретного метода регулирования тарифов зависит от того, какие цели преследует теплоснабжающая (теплосетевая) организация, а также специфики рынка тепловой энергии в конкретном регионе. Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения теплоснабжающей (теплосетевой) организации.
Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, определяют основные принципы и методы регулирования тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее - Правила), определен порядок рассмотрения регулирующими органами соответствующих дел об установлении тарифов и (или) предельных уровней. Так, установление тарифов и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел (пункт 7 Правил). При формировании таких дел предусмотрена обязанность регулирующего органа провести экспертизу предложений об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, сроки и процедура проведения, которой регламентированы пунктом 16 Правил.
К делу об установлении тарифов и (или) их предельных уровней приобщается экспертное заключение, а также экспертные заключения, представленные организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, потребителями и (или) иными заинтересованными организациями. Эти экспертные заключения являются дополнительными материалами и представляются в регулирующий орган в срок, предусмотренный пунктом 12 Правил.
Пункт 17 Правил определяет требования к экспертному заключению, оформляемому по результатам экспертизы предложений об установлении тарифов.
Экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать: оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении тарифов и (или) их предельных уровней; оценку финансового состояния организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (по общепринятым показателям); анализ основных технико-экономических показателей, определяемых регулирующим органом, за два предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования; анализ соответствия расчета тарифов и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования тарифов и (или) их предельных уровней.
В соответствии с указанными Правилами приказом ФСТ РФ от 08.04.2005 № 130-э утвержден Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), которым определена процедура рассмотрения вопросов, связанных с установлением тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), а также принятия решений по указанным вопросам регулирующими органами (далее - Регламент).
В разделе III Регламента предусмотрен порядок рассмотрения дел об установлении тарифов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, предполагающий возбуждение тарифного дела и проведение экспертизы органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложений об установлении тарифов (пункты 21, 22).
Административный регламент исполнения государственной функции по рассмотрению дел об установлении тарифов на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на розничном рынке электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденный приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 24.07.2009 № 21-од также предусматривает необходимость открытия тарифного дела (пункт 6.6) и проведения экспертизы (пункты 6.8, 6.9, 6.10).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ) общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются в том числе: достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ, что определяет необходимость экономического обоснования установления тарифа.
Согласно части 2 статьи 3 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляется в соответствии с Законом о тарифах и Правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Согласно части 1 статьи 13 Закона № 210-ФЗ тарифы и надбавки устанавливаются на соответствующий период действия, могут иметь календарную разбивку и вступают в силу с даты начала указанного периода, но не ранее чем через один календарный месяц после их установления и действуют до окончания этого периода, за исключением случаев их досрочного пересмотра по основаниям, установленным статьей 14 данного Закона.
Статьей 14 Закона № 210-ФЗ определены основания и порядок досрочного пересмотра тарифов и надбавок. В частности, одним из оснований для досрочного пересмотра тарифов является изменение установленных или установление предельных индексов (пункт 9 части 1).
При этом в части 8 данной статьи предусмотрено, что досрочный пересмотр тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится органами регулирования в течение не более двух календарных месяцев со дня возникновения основания для досрочного пересмотра указанных тарифов и надбавок, за исключением случаев досрочного пересмотра тарифов и надбавок по основаниям, указанным в пунктах 4, 5 и 9 части 1 и пунктах 3 и 4 части 1.1 настоящей статьи.
Согласно протоколу заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 11 от 15.02.2012 решение об установлении тарифов в размерах, указанных в оспариваемом приказе, принято Госкомтарифэнерго Хакасии в связи с ограничением платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 28.10.2011 № 78-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2012 год".
Арбитражным судом установлено, что приказ Госкомтарифэнерго Хакасии от 28.10.2011 № 78-к вступившими в законную силу решениями Арбитражного суда Республики Хакасия от 23.05.2013 по делу № А74-5117/2013 и от 27.05.2013 по делу № А74-5116/2013 признан не действующим в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования Опытненский сельсовет и для муниципального образования Расцветовский сельсовет в связи с несоответствием Постановлению Правительства РФ от 28.08.2009 № 708 "Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения платы граждан за коммунальные услуги". При принятии указанных решений арбитражный суд пришел к выводу, что регулирующим органом при принятии названного приказа не производилась оценка доступности для граждан платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям "Опытненский сельсовет" и "Расцветовский сельсовет".
Учитывая изложенное, арбитражный суд считает несостоятельной ссылку Госкомтарифэнерго Хакасии на приказ от 28.10.2011 № 78-к как на правомерное основание установления размера оспариваемых тарифов.
Довод Госкомтарифэнерго Хакасии о том, что его действия являются вынужденными и при утверждении тарифов на тепловую энергию он руководствовался поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 26.09.2011 № ДК-П9-6808, которым был определен максимальный рост платы граждан за коммунальные услуги с 01.07.2012 - 112%, не принимается арбитражным судом, поскольку данный документ не является нормативным правовым актом. Кроме того, содержание указанного документа не освобождает орган регулирования Республики Хакасия от соблюдения требований Основ ценообразования.
Арбитражным судом установлено, что на заседании Правления Госкомтарифэнерго Хакасии расходы ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" (протоколы от 17.11.2011 № 138, 139, 146, 147, от 29.11.2011 № 215, № 216), учитываемые при расчете тарифов на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение, были признаны обоснованными. В связи с этим приказами Госкомтарифэнерго Хакасии от 17.11.2011 № 161-к "О тарифах на холодную воду и водоотведение для ООО "Прометей-3" на 2012 год", № 160-к "О тарифах на холодную воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" на 2012 год", № 153-т "О тарифах на тепловую энергию для ООО "Прометей-3", № 152-т "О тарифах на тепловую энергию для ООО "Прометей-2", от 29.11.2011 приказы № 230-к "О тарифах на горячую воду для ООО "Прометей-3" на 2012 год" и № 229-к "О тарифах на горячую воду для ООО "Прометей-2" на 2012 год" установлены экономически обоснованные тарифы на холодную воду и водоотведение, на тепловую энергию, на горячую воду на 2012 г.
Вместе с тем Госкомтарифэнерго Хакасии, не отменяя вышеперечисленных приказов, 15.02.2012 издал приказ № 16-к, которым, ссылаясь на протокол заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 11 от 15.02.2012, установил для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" иные тарифы на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 и с 01.07.2012 по 31.12.2012.
Вопрос о досрочном пересмотре тарифов Госкомтарифэнерго Хакасии не рассматривался.
Госкомтарифэнерго Хакасии в нарушение части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил арбитражному суду доказательств принятия решения о пересмотре тарифов и доказательств его пересмотра в порядке, установленном статьей 14 Закона № 210-ФЗ, а равно доказательств, подтверждающих наличие оснований для пересмотра тарифов.
Исследовав и оценив протокол заседания Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 11 от 15.02.2012, арбитражный суд полагает, что протокол сам по себе не может быть принят в качестве экспертного заключения, поскольку не содержит экономического обоснования установленных для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" тарифов на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение на 2012 г. для населения, проживающего на территории муниципальных образований "Опытненский сельсовет" и "Расцветовский сельсовет".
В отсутствие экспертного заключения Госкомтарифэнерго Хакасии по тарифам, установленным приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 15.02.2012 № 16-к, регулирующий орган не доказал, что при расчете тарифов на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение на 2012 г. для населения, проживающего территории муниципальных образований "Опытненский сельсовет" и "Расцветовский сельсовет", применялся метод экономически обоснованных расходов (затрат).
Арбитражный суд признает необоснованным довод Госкомтарифэнерго Хакасии о том, что оспариваемый приказ носит рекомендательный характер в связи с несоответствием вышеприведенным нормам и целям государственного регулирования тарифов.
Госкомтарифэнерго Хакасии, являясь органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары, устанавливает тариф, подлежащие применению, а не рекомендует. Иное толкование полномочий Госкомтарифэнерго Хакасии и нормативных правовых актов, издаваемых названным органом в сфере государственного регулирования тарифов, порождает правовую неопределенность части применения тарифов.
По результатам рассмотрения спора арбитражный суд пришел к выводу, что приказ от 15.02.2012 № 16-к "О тарифах на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 год" в части установления тарифов на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 принят Госкомтарифэнерго Хакасии в нарушение общих принципов тарифного регулирования.
Несоблюдение Госкомтарифэнерго Хакасии общих принципов тарифного регулирования, порядка и процедуры установления тарифов привело к нарушению вышеуказанных нормативных правовых актов.
При изложенных обстоятельствах приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 15.02.2012 № 16-к "О тарифах на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 год" в оспариваемой части подлежит признанию недействующим.
Государственная пошлина по делу в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 4000 рублей.
При принятии заявлений к производству ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения спора по существу.
С учетом результатов рассмотрения дела в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина в указанной сумме относится на ответчика, но взысканию не подлежит, поскольку в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

удовлетворить заявления общества с ограниченной ответственностью "Прометей-2" и общества с ограниченной ответственностью "Прометей-3".
Признать не действующим приказ от 15.02.2012 № 16-к "О тарифах на тепловую энергию, холодную воду, горячую воду и водоотведение для ООО "Прометей-2" и ООО "Прометей-3" на 2012 год" в части установления тарифов на период с 01.01.2012 по 30.06.2012 в связи с несоответствием Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федеральному закону от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председательствующий
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА

Судьи
И.В.ТУТАРКОВА
Е.В.КАСПИРОВИЧ


------------------------------------------------------------------