Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.07.2013 по делу N А74-2642/2013 <О признании недействующим приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 01.03.2013 N 15-к "О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года N 273-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год" в части установления предельного максимального индекса изменения размера платы за коммунальные услуги для населения муниципального образования город Абакан>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 июля 2013 г. по делу № А74-2642/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2013 г.
Полный текст решения изготовлен 18 июля 2013 г.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего судьи Бова Л.В., судей Коршуновой Т.Г., Парфентьевой О.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузнецовой И.И., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (ИНН 1901003640, ОГРН 1021900525030) к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия (ИНН 1901040882, ОГРН 1021900531510) о признании не действующим приказа от 01.03.2013 № 15-к "О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года № 273-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год" в части, при участии в деле прокурора Республики Хакасия.
В судебном заседании 10.07.2013 приняли участие представители:
заявителя - Пекарская Д.А. на основании доверенности от 03.09.2012, Баютова Т.А. на основании доверенности от 14.04.2013;
ответчика - Свидерская О.А. на основании доверенности от 01.07.2013 № 3; Данданян М.А. на основании доверенности от 01.07.2013 № 2;
прокурора - Гузик П.Г. на основании заявления от 06.06.2013 № 8/3-8/25-2013 (служебное удостоверение).
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 10.07.2013 объявлялся перерыв до 17.07.2013. Информация о перерыве в судебном заседании размещалась на официальном интернет-сайте Арбитражного суда Республики Хакасия 10.07.2013.
В судебном заседании после окончания перерыва приняли участие прежние представители лиц, участвующих в деле, за исключением представителя заявителя Пекарской Д.А.

Муниципальное предприятие г. Абакана "Абаканские тепловые сети" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный Суд Республики Хакасия с заявлением о признании не действующим приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомитет) от 01.03.2013 № 15-к "О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года № 273-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год" в части установления предельного максимального индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования "Город Абакан".
В предварительном судебном заседании 18.06.2013 в порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Хакасия.
В судебном заседании представители заявителя поддержали требование по основаниям, изложенным в заявлении и дополнительных пояснениях к нему, просили признать приказ Госкомитета от 01.03.2013 № 15-к в оспариваемой части не действующим, поскольку предельные максимальные индексы установлены с нарушением требований действующего законодательства. Как пояснили представители предприятия, федеральное законодательство, предусматривающее установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, и порядок формирования таких индексов, установленный Постановлением Правительства РФ от 28.08.2009 № 708, действовали до 01.01.2012. Следовательно, на момент принятия оспариваемого приказа какие-либо нормативные правовые акты, регламентирующие порядок формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, отсутствовали. Также представители указали, что нормативный правовой акт в оспариваемой части нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку в нарушение положений Федерального закона "О теплоснабжении" установленные предельные максимальные индексы применены при расчете тарифов на тепловую энергию и горячую воду для предприятия (приказ Госкомитета от 06.03.2013 № 21-к), в результате чего ограничены экономически обоснованные тарифы, утвержденные для предприятия приказами Госкомитета от 12.12.2012 № 261-т "О тарифах на тепловую энергию для МП г. Абакана "Абаканские тепловые сети" на 2013 год" и от 26.12.2012 № 293-к "О тарифе на горячую воду для муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" на 2013 год".
Представители ответчика не согласились с заявленным требованием по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, пояснили, что оспариваемый приказ принят во исполнение распоряжения Правительства Республики Хакасия от 27.02.2013 № 26-рп "О перерасчете размера платы граждан за коммунальные услуги" в соответствии с Законом Республики Хакасия от 19.12.2012 № 116-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов". По мнению представителей, полномочия Госкомитета на установление оспариваемых предельных максимальных индексов следуют из предусмотренного действующим законодательством права органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации контролировать вопросы применения предельных индексов изменения платы граждан для муниципального образования.
В судебном заседании 17.07.2013 ответчик заявил ходатайство о привлечении к участию в деле Государственного правового комитета Республики Хакасия в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
В соответствии со статьями 51, 159, частью 2 статьи 184, статьей 185 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом вынесено протокольное определение об отказе в удовлетворении указанного ходатайства Госкомитета, поскольку ответчик не обосновал заявленное ходатайство ссылками на конкретные нормы Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и не представил доказательства, подтверждающие необходимость привлечения указанного лица к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Прокурор в заключении по делу и в судебном заседании указал, что приказ от 01.03.2013 № 15-к принят Госкомитетом в отсутствие установленных федеральным законодательством полномочий, также пояснил, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе граждан муниципального образования "Город Абакан". При таких обстоятельствах прокурор полагает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
При рассмотрении дела арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
17.12.2012 Госкомитет издал приказ № 273-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год", в соответствии с которым предельный максимальный индекс для муниципального образования "Город Абакан" с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен в размере 114%, с 01.07.2013 по 30.09.2013 - в размере 100%, с 01.10.2013 по 31.12.2013 - в размере 114%.
Данный приказ зарегистрирован в Государственном правовом комитете Республики Хакасия 23.01.2013 (регистрационный № 34) и опубликован в официальном печатном издании - газете "Хакасия" от 02.02.2013 № 18.
01.03.2013 Госкомитет в соответствии с Законом Республики Хакасия от 19.12.2012 № 116-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" на основании Положения о Госкомитете, утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 № 372 (с последующими изменениями), и решения правления Госкомитета (протокол заседания от 01.03.2013 № 13) издал приказ № 15-к "О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года № 273-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год".
В соответствии с приказом Госкомитета от 01.03.2013 № 15-к предельный максимальный индекс изменения размера платы за коммунальные услуги для населения муниципального образования "Город Абакан" с 01.01.2013 по 30.06.2013 установлен в размере 100%, с 01.07.2013 по 31.12.2013 - в размере 112%. Действие рассматриваемого приказа распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2013.
Данный приказ зарегистрирован в Государственном правовом комитете Республики Хакасия 01.03.2013 (регистрационный номер 86) и опубликован в официальном печатном издании - газете "Хакасия" от 02.03.2013 № 38.
Полагая, что приказ Госкомитета от 01.03.2013 № 15-к в части установления предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги для муниципального образования "Город Абакан" не соответствует Федеральному закону от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлению Правительства РФ от 28.08.2009 № 708 "Об утверждении Основ формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги" и нарушает законные интересы заявителя, а именно, препятствует получению денежных средств за реализуемый предприятием товар в размере экономически обоснованных тарифов, что влечет за собой возникновение у муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" убытков, предприятие обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В силу частей 4, 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме. В частности, полномочия органа, принявшего оспариваемый нормативный правовой акт, проверяются арбитражным судом независимо от доводов заявителя.
Согласно части 1 статьи 65 и части 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30.12.2012 № 317-ФЗ, действовавшей на дату обращения предприятия с настоящим заявлением (24.05.2013), арбитражный суд рассматривает в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации", под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм - общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 20.10.2005 № 442-О "По жалобе закрытого акционерного общества "СЕБ Русский Лизинг" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 1 статьи 29, пунктом 1 части 1 статьи 150, частью 2 статьи 181, статьями 273 и 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" указал, что разрешение вопроса о том, носит ли тот или иной акт органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица нормативный характер, должно производиться независимо от его формы и порядка принятия.
Как следует из содержания оспариваемого приказа, Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия установил предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия, в том числе для муниципального образования "Город Абакан", на 2013 г.
Данный правовой акт принят правотворческим органом - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и направлен на установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, соответственно, рассчитан для неопределенного круга лиц и многократное применение.
Как следует из преамбулы приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 06.03.2013 № 21-к, в соответствии с оспариваемым приказом Госкомитета установлены и рекомендованы к применению в 2013 г. тарифы на тепловую энергию и горячую воду, отпускаемую муниципальным предприятием г. Абакана "Абаканские тепловые сети", для расчета платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячей воде.
С учетом изложенного арбитражный суд считает, что оспариваемый приказ отвечает критериям нормативности, издан в сфере государственного регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, поэтому при наличии доводов заявителя о нарушении оспариваемым нормативным правовым актом прав и законных интересов предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности данный спор подведомствен арбитражному суду и подлежит рассмотрению по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По вопросу о соответствии оспариваемого приказа нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также о полномочиях органа, его принявшего, выводы арбитражного суда следующие.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, должен соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с данной статьей.
Согласно части 1.1 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ под предельными минимальными и (или) максимальными индексами понимаются устанавливаемые по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, выраженные в процентах индексы минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ предельные минимальные и (или) максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по муниципальным образованиям с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг.
Частью 2.2 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрено, что основы формирования предельных минимальных и (или) максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством РФ.
Частью 8 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ определено, что положения, предусмотренные частями 1 - 7 данной статьи, действуют до 01.01.2012.
Таким образом, действующим федеральным законодательством с 01.01.2012 не предусмотрено право органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса устанавливать предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, поскольку соответствующие положения статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ применению не подлежат.
В письме от 25.11.2011 № 32565-ИБ/14 Министерство регионального развития РФ указало на необходимость применения при государственном регулировании тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса на 2012 г. положений, предусмотренных частями 1 - 7 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ.
Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании также следует, что поскольку предполагалось продление действия соответствующих норм Федерального закона № 184-ФЗ, Госкомитетом приняты меры к формированию предельных индексов путем направления соответствующего запроса в органы местного самоуправления и получения от них расчета. В частности, из администрации г. Абакана 27.08.2012 поступил расчет предельного индекса изменения размера платы граждан муниципального образования "Город Абакан" за коммунальные услуги в 2013 г., согласно которому доступным по трем критериям обозначен предельный индекс в размере 1,14 (114%). С учетом полученного расчет Госкомитет самостоятельно установил предельные индексы приказом от 17.12.2012 № 273-к. В дальнейшем предельные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, установленные данным приказом, откорректированы Госкомитетом в целях недопущения роста платы граждан за коммунальные услуги на территории Республики Хакасия с 01.01.2013 путем принятия оспариваемого приказа от 01.03.2013 № 15-к.
Вместе с тем рассматриваемое письмо Министерства регионального развития РФ не является надлежащим доказательством, подтверждающим полномочия Госкомитета на установление предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в 2013 г., поскольку не изменяет положения части 8 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ о действии положений частей 1 - 7 данной статьи только до 01.01.2012.
Полномочие Госкомитета по установлению предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия с учетом соотношения платы граждан за коммунальные услуги и затрат на оказание коммунальных услуг было закреплено в пункте 2.1.44 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.01.2011 № 14. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06.06.2012 № 372 указанное Положение о Госкомитете признано утратившим силу, утверждено новое Положение о Госкомитете, в котором соответствующие нормы отсутствуют, что также подтверждает вывод арбитражного суда об отсутствии у Госкомитета полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта.
Довод ответчика о наличии полномочий, обоснованный ссылками на пункты 1.3, 1.4 и 8.6 действующего Положения о Госкомитете, во внимание не принимается. Названные пункты предусматривают как перечень нормативных правовых актов, которыми Госкомитету надлежит руководствоваться в своей деятельности, и необходимость взаимодействия с федеральными органами государственной власти, исполнительными органами государственной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления, так и общие полномочия Госкомитета, которые могут быть раскрыты, в том числе в законодательстве Республики Хакасия. Вместе с тем рассматриваемые положения не противоречат изложенным выше выводам арбитражного суда об отсутствии у Госкомитета предусмотренных федеральным законодательством полномочий в части принятия оспариваемого приказа.
Как указывалось выше, основы формирования предельных минимальных и (или) максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 28.08.2009 № 708 утверждены Основы формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги (далее - Основы).
Из анализа пунктов 3 - 6, 12 - 17 Основ следует, что порядок формирования предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги состоит из последовательных этапов действий. В первую очередь орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляет расчет показателей критериев доступности и направляет их в органы местного самоуправления. Затем орган местного самоуправления осуществляет оценку доступности для граждан прогнозируемой платы за коммунальные услуги и направляет в орган регулирования субъекта Российской Федерации предложения по установлению предельного индекса. При поступлении от органа местного самоуправления предложений по установлению предельного индекса орган регулирования субъекта Российской Федерации осуществляет их проверку, после чего устанавливает предельный индекс, предложенный муниципальным образованием. Предельный индекс иной, нежели предложенный муниципальным образованием, устанавливается после перерасчета, произведенного в том числе с участием муниципального образования, а также после повторной оценки доступности.
Из материалов дела и пояснений ответчика следует, что в данном случае порядок, установленный Основами, Госкомитетом не применялся, предельные индексы установлены в целях ограничения роста совокупного платежа граждан за коммунальные услуги в среднем на 2013 г. в пределах 106%. Все документы, которыми руководствовался ответчик при принятии оспариваемого приказа, предусматривают именно названную цель установления предельных индексов.
Вместе с тем, доводы Госкомитета о наличии косвенного указания о полномочиях в рассматриваемой сфере на региональном уровне являются ошибочными, поскольку нормотворчество не может быть основано на предположении о наличии полномочий.
В части 7.6 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ, на которую сослался ответчик, определены права органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанные с контролем вопросов применения предельных индексов, однако данная норма не может быть рассмотрена как наделяющая органы власти соответствующими полномочиями по установлению таких индексов на региональном уровне.
Пункт 6 статьи 18 Закона Республики Хакасия от 19.12.2012 № 116-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов", в котором предусмотрено, что Госкомитет принимает нормативный акт об ограничении роста платы граждан, проживающих на территории Республики Хакасия, за коммунальные услуги в 2013 г., также не может рассматриваться в качестве документа о наличии у Госкомитета полномочий на принятие оспариваемого нормативного правового акта, поскольку такие полномочия не могли быть делегированы Госкомитету ввиду отсутствия соответствующих полномочий у субъекта Российской Федерации.
Ссылки Госкомитета на иные документы и обстоятельства, которые послужили основанием для принятия оспариваемого приказа, являются ошибочными, поскольку полномочие на издание нормативного правового акта должно прямо следовать из положений федерального законодательства. Обозначенные Госкомитетом документы и обстоятельства к актам федерального законодательства не относятся. Доказательств обратного Госкомитет, в нарушение правил Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о бремени доказывания обстоятельств, свидетельствующих о законности принятого им нормативного правового акта, арбитражному суду не представил.
При исследовании вопроса о влиянии оспариваемого приказа на права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Спорные правоотношения связаны с установлением для заявителя тарифа на тепловую энергию. В статье 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определены полномочия Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок. В частности, предусмотрены полномочия Правительства РФ по утверждению основ ценообразования и правил регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В частях 2 и 3 указанной нормы определены полномочия Федеральной службы по тарифам и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по установлению предельных индексов.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
Материалами дела не подтверждено обстоятельство регулирования тарифов на тепловую энергию и горячую воду для муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети", подлежащих применению для расчета платы граждан за коммунальные услуги по отоплению и горячей воде в 2013 г., посредством предельных индексов, установление которых предусмотрено приведенными выше правовыми нормами.
В отзыве и дополнениях к нему Госкомитет не обозначил нормы законодательства, позволяющие ответчику регулировать тарифы на тепловую энергию посредством установления предельных индексов изменения размера платы граждан. Из текста приказа Госкомитета от 06.03.2013 № 21-к не усматривается, что тарифы на тепловую энергию и горячую воду, подлежащие применению заявителем, ограничены посредством иных предельных индексов, нежели предельные максимальные индексы изменения размера платы граждан за коммунальные услуги. Ссылку ответчика на необязательность для заявителя приказа Госкомитета от 06.03.2013 № 21-к, его рекомендательный характер, арбитражный суд оценивает критически.
Таким образом, факт применения иных предельных индексов при регулировании тарифов на тепловую энергию и горячую воду для предприятия, чем установленные оспариваемым приказом, при рассмотрении настоящего дела не доказан.
При таких обстоятельствах доводы заявителя о нарушении приказом Госкомитета от 01.03.2013 № 15-к прав и законных интересов предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подтверждаются материалами дела, в том числе следуют из представленной предприятием таблицы о тарифах на тепловую энергию в г. Абакане в период 2011 - 2013 гг., и ответчиком не опровергнуты.
Доводы Госкомитета, касающиеся наличия у предприятия права на компенсацию выпадающих доходов, арбитражным судом отклоняются.
Арбитражный суд констатирует, что возможность стопроцентной компенсации выпадающих доходов, возникших у организаций, предоставляющих населению услуги теплоснабжения и водоснабжения, в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги, не подтверждена Госкомитетом документально (нормативным правовым актом о порядке компенсации, расчетами). Из пояснений представителей ответчика следует, что фактически в республиканском бюджете предусмотрена сумма только для частичной компенсации выпадающих доходов.
Из дополнительных пояснений заявителя от 18.06.2013 и содержания приказов Госкомитета от 12.12.2012 № 261-т, от 26.12.2012 № 293-к и от 06.03.2013 № 21-к следует, что фактически применению при поставке заявителем тепловой энергии и горячей воды для населения подлежат тарифы на тепловую энергию и горячую воду ниже экономически обоснованных. При этом тарифы на тепловую энергию и горячую воду в приказе Госкомитета от 06.03.2013 № 21-к ограничены исключительно посредством применения оспариваемого приказа.
Следовательно, доводы заявителя о нарушении оспариваемым приказом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются обоснованными.
С учетом приведенных обстоятельств арбитражный суд отмечает, что Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия установил предельные максимальные индексы изменения размера платы за коммунальные услуги для населения муниципального образования "Город Абакан" в отсутствие специальных полномочий. При этом предлагаемое Госкомитетом толкование действующего законодательства и ссылка представителей ответчика на ряд документов и обстоятельств, из которых, по мнению представителей, следуют соответствующие полномочия, не принимается арбитражным судом, поскольку толкование является ошибочным, а названные документы и обстоятельства не являются надлежащими доказательствами.
Тот факт, что Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия подготовил предложения о частичном финансировании за счет средств бюджета Республики Хакасия выпадающих доходов, возникших у организаций, предоставляющих населению услуги теплоснабжения и водоснабжения, в связи с ограничением роста платы граждан за коммунальные услуги, может свидетельствовать о принятии ответчиком мер с целью частичной компенсации выпадающих доходов ресурсоснабжающих организаций, однако не подтверждает, что федеральным законодательством установлен, а ответчиком соблюден установленный порядок формирования предельных индексов изменения размера платы за коммунальные услуги.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что предельный индекс ограничивает совокупную плату граждан за коммунальные услуги, поэтому установление предельного индекса непосредственно права и законные интересы заявителя не нарушает, арбитражным судом отклоняется, поскольку из фактических обстоятельств дела следует обратное.
Кроме того, в рамках настоящего дела прокурор Республики Хакасия заявил о нарушении прав неопределенного круга лиц в результате принятия нормативного правового акта с нарушением действующего федерального законодательства в части полномочий, что является самостоятельным основанием для рассмотрения спора по существу.
С учетом изложенных выше выводов заявление муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" подлежит удовлетворению.
Государственная пошлина по делу составляет 2000 руб. При обращении с заявлением в арбитражный суд предприятие уплатило государственную пошлину в указанной сумме по платежному поручению от 23.05.2013 № 1073. По результатам рассмотрения дела на основании части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Удовлетворить заявление муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети":
признать не действующим приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 01.03.2013 № 15-к "О внесении изменений в приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 17 декабря 2012 года № 273-к "Об установлении предельных максимальных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям Республики Хакасия на 2013 год" в части установления предельного максимального индекса изменения размера платы за коммунальные услуги для населения муниципального образования "Город Абакан" в связи с несоответствием Федеральному закону от 26.12.2005 № 184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты Российской Федерации".
2. Взыскать с Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия, зарегистрированного Советом министров Республики Хакасия 17.10.1996, внесенного в Единый государственный реестр юридических лиц межрайонной инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 1 по Республике Хакасия 13.11.2002, свидетельство серии 19 № 0121295, находящегося в г. Абакане, в пользу муниципального предприятия г. Абакана "Абаканские тепловые сети" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председательствующий
Л.В.БОВА

Судьи
Т.Г.КОРШУНОВА
О.Ю.ПАРФЕНТЬЕВА


------------------------------------------------------------------