Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22.07.2013 по делу N 2-4593/2013 <О признании недействующими подпунктов 3, 4, 7 абзаца 1, подпункта 1 абзаца 2 пункта 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования и внесение изменений в договоры социального найма жилых помещений", утв. Постановлением Администрации г. Абакана от 25.01.2013 N 85>



АБАКАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июля 2013 г. по делу № 2-4593/2013

Абаканский городской суд,
В составе председательствующего Царевой Е.А.,
При секретаре Яковлевой Н.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Абакана к Администрации города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству подпункты 3, 4, 7 абзаца 1, подпункт 1 абзаца 2 пункта 2.6, пункты 5.11, 5.13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования и внесение изменений в договоры социального найма жилых помещений", утвержденного постановлением Администрации города Абакана от 25.01.2013 № 85,
с участием: помощника прокурора города Абакана Абдина К.А., действующего на основании распоряжения;
представителя Администрации города Абакана Шестопаловой И.А., действующей на основании доверенности;

установил:

Прокурор города Абакана обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству подпункты 3, 4, 7 абзаца 1, подпункт 1 абзаца 2 пункта 2.6, пункты 5.11, 5.13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования и внесение изменений в договоры социального найма жилых помещений", утвержденного постановлением Администрации города Абакана от 25.01.2013 № 85.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана Абдин К.А. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что Постановлением Администрации города Абакана от 25.01.2013 № 85 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования и внесение изменений в договоры социального найма жилых помещений", текст которого опубликован в газете "Абакан официальный" выпуск № 5 (приложение к газете "Абакан", № 5, 30.01. - 05.02.2013). Помощник прокурора города Абакана указывает, что отдельные положения указанного Административного регламента противоречат положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Так, подп. 3 п. 2.6 Административного регламента противоречит ч. 6 ст. 7 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"; подпункты 4 и 7 п. 2.6 и абз. 2 п. 2.6 Административного регламента противоречат ст. 7 ФЗ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Указанные положения п. 2.6 Административного регламента устанавливают для отдельных заявителей трудновыполнимые и обременительные требования, что в свою очередь в соответствии с п. п. "а" п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96, является коррупциогенным фактором. Далее помощник прокурора города Абакана указывает, что п. 5.11 Административного регламента предусмотрены случаи, при которых ответ на жалобу заявителя не дается, п. 5.13 Административного регламента установлены основания, по которым уполномоченный на рассмотрение жалобы орган отказывает в удовлетворении жалобы. Данные пункты дублируют положения ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Поскольку порядок досудебного обжалования действий, решений должностных лиц при предоставлении муниципальной услуги установлен Федеральным законом № 210-ФЗ, то положения Федерального закона № 59-ФЗ не применяются и должны быть исключены из Административного регламента.
В связи с чем, помощник прокурора города Абакана Абдин К.А. просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.

Представитель Администрации города Абакана Шестопалова И.А. заявленные требования не признала, суду пояснила, что ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является основным нормативно-правовым актом, определяющим концепцию предоставления любой государственной либо муниципальной услуги. Получателем данных услуг может быть любой субъект, в том числе и военнослужащий, и иностранный гражданин, либо лицо без гражданства. Особенности же предоставления конкретной муниципальной услуги должны регламентироваться непосредственно административным регламентом, утвержденным в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.2010 № 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" жилые помещения военнослужащим предоставляются из Федерального жилищного фонда, договоры найма на которые заключаются уполномоченным Министром Обороны Российской Федерации органом. Согласно ч. 5 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Соответственно, Администрация города Абакана не рассматривала возможность заключения договора найма с военнослужащими и с иностранными лицами, поскольку получателями данной муниципальной услуги могут быть только граждане Российской Федерации. Основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории России, является паспорт гражданина Российской Федерации, который граждане обязаны иметь с 14 лет. Подп. 4, 7 п. 26 Административного регламента предусмотрено предоставление ордера на жилое помещение, это является необходимым, поскольку ордер на жилое помещение оформлялся и выдавался в единственном экземпляре гражданину, вселявшемуся в жилое помещение. Соответственно Администрация города Абакана не располагает указанным документом, и имеет право его требовать. Также Администрация города Абакана имеет право требовать предоставления договора социального найма жилого помещения, поскольку в случае перезаключения договора, прежний договор подлежит предоставлению и сдаче в связи с его заменой на иной договор социального найма. Предоставление решения суда непосредственно заявителем при заключении договора социального найма предусмотрено ч. 6 ст. 7 Федерального Закона № 210-ФЗ от 27.07.2010. Далее представитель Администрации города Абакана пояснила, что согласно ч. 4 ст. 11.2 "Общие требования о порядке подачи и рассмотрения жалобы" Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих устанавливаются муниципальными правовыми актами. То обстоятельство, что случаи, указанные в п. п. 5.11 и 5.13 Административного регламента, в той или иной степени, совпадают с формулировками, содержащимися в ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ, само по себе не означает распространения действия Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ на отношения, регулируемые Административным регламентом, и не является нарушением законов и иных нормативных правовых актов.
В связи с чем, представитель Администрации города Абакана Шестопалова И.А. просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Мэра города Абакана от 25.01.2013 № 85 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования и внесение изменений в договоры социального найма жилых помещений". Текст Административного регламента опубликован в газете "Абакан официальный" выпуск № 5 (приложение к газете "Абакан", № 5, 30.01. - 05.02.2013).
29.03.2013 главе муниципального образования город Абакан было вынесено представление, в котором предложено рассмотреть настоящий протест с приведением в соответствие с федеральным законодательством подпунктов 3, 4, 7 абзаца 1, подпункт 1 абзаца 2 пункта 2.6, пункты 5.11, 5.13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования и внесение изменений в договоры социального найма жилых помещений", утвержденного постановлением Администрации города Абакана от 25.01.2013 № 85.
Решением главы города Абакана № 1007/6 от 17.04.2013 протест прокурора города Абакана от 29.03.2013 отклонен.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана настаивает, что отдельные нормы оспариваемого Административного регламента противоречат положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Во исполнение указанных требований, Постановлением Администрации города Абакана от 25.01.2013 № 85 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования и внесение изменений в договоры социального найма жилых помещений".
Абзацем 1 п. 2.6 Административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления муниципальной услуги, подлежащих предоставлению заявителем.
Так, подп. 3 абз. 1 п. 2.6 предусмотрено, что заявителем предоставляются документы, удостоверяющие личность нанимателя и всех членов семьи, и их копии, для граждан старше 14 лет - паспорт, для детей до 14 лет - свидетельство о рождении.
Подп. 4, 7 абз. 1 п. 2.6 предусмотрено, что заявителем предоставляется документ, являющийся основанием для вселения граждан в жилое помещение: ордер, договор социального найма, иной документ; решение суда, обязывающее заключить договор найма в случае, если вселение и заключение договора найма осуществляется на основании решения суда.
Между тем, п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, в том числе подтверждающих внесение заявителем платы за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных настоящим Федеральным законом государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 настоящей статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
Частью 6 ст. 7 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предусмотрен перечень документов, которые органы местного самоуправления, предоставляющие государственные услуги, вправе требовать от заявителя в обязательном порядке.
Так, п. 1 ч. 6 ст. 7 указанного Федерального закона предусмотрено, что заявителем предоставляются документы, удостоверяющие личность гражданина Российской Федерации, в том числе военнослужащих, а также документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, лица без гражданства, включая вид на жительство и удостоверение беженца.
Соответственно, определение в подп. 3 п. 2.6 Административного регламента обязанность предоставления для граждан старше 14 лет - паспорта, для детей до 14 лет - свидетельства о рождении, является ограничением круга документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи.
Довод представителя Администрации города Абакана, что получателями данной муниципальной услуги могут быть только граждане Российской Федерации, и не могут быть военнослужащие, суд считает не состоятельной, поскольку у заявителя обращающегося за получением муниципальной услуги членами семьи могут являться как военнослужащие, так и иностранные граждане, лица без гражданства, которые для удостоверения личности могут предоставить документы, указанные в п. 1 ч. 6 ст. 7 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Вменение заявителю в подп. 4, 7 абз. 1 п. 2.6 Административного регламента обязанности по предоставлению документа, являющегося основанием для вселения в жилое помещение (ордер, договор социального найма, иной документ), решения суда, обязывающее заключить договор найма в случае, если вселение и заключение договора найма осуществляется на основании решения суда, суд также считает не обоснованным, поскольку указанные документы находятся в распоряжении органов местного самоуправления города Абакана, соответственно, истребование их от граждан противоречит п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", что является недопустимым.
Довод представителя Администрации города Абакана, что Администрация города Абакана обосновано требует предоставление указанных в подп. 4, 7 абз. 1 п. 2.6 Административного регламента документов так как не располагает ордером, он выдавался в единственном экземпляре, а также в случае перезаключения договора найма, прежний договор подлежит предоставлению и сдаче в связи с его заменой, суд считает не состоятельным, поскольку не смотря на выдачу ордера в единственном экземпляре на жилое помещение Администрация города Абакана, являясь собственником муниципального жилья, должна располагать сведениями о проживающих в квартирах гражданах и об основаниях их проживания.
Абзацем 2 п. 2.6 Административного регламента предусмотрено, что при внесении изменений в договоры социального найма дополнительно предоставляется действующий договор социального найма жилого помещения.
Данное положение по вышеизложенным мотивам также противоречит п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", что является недопустимым.
Довод представителя Администрации города Абакана, что в силу положений ч. 2 ст. 70 ЖК РФ в случае изменения договора найма соответствующие записи вносятся в каждый из экземпляров договора социального найма, в связи с чем, требование о предоставлении договоров социального найма является разумным и обоснованным, суд считает не состоятельным, поскольку несоблюдение этой нормы само по себе не является основанием для признания вселенного члена семьи нанимателя не приобретшим права на жилое помещение при соблюдении установленного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка вселения нанимателем в жилое помещение других граждан в качестве членов своей семьи (п. 27 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации").
Постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 (ред. от 27.03.2013) "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" утверждена "Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.04.2013), подп. А п. 4 которой установлено, что коррупциогенными факторами, содержащими неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, в том числе является наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.
При таких обстоятельствах, учитывая, что подпункты 3, 4, 7 абзаца 1, подпункт 1 абзаца 2 пункта 2.6 Административного регламента устанавливают для отдельных заявителей трудновыполнимые и обременительные требования, суд приходит к выводу, что указанные положения противоречат Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Далее, разделом 5 Административного регламента определен досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Отдела, а также должностных лиц, муниципальных служащих Отдела.
Так, п. 5.11 Административного регламента предусмотрено, что ответ на жалобу не дается в следующих случаях:
1) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
2) отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.
Пунктом 5.13 предусмотрено, что уполномоченный на рассмотрение жалобы орган отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:
1) наличие вступившего в законную силу решения суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
2) подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
3) наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с требованиями настоящего Регламента в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы;
4) отсутствие в обжалуемых решениях, действиях (бездействии), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления муниципальной услуги, нарушений требований нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Республики Хакасия, муниципальных правовых актов, настоящего Регламента.
Заявляя требования о признании указанных пунктов противоречащими действующему законодательству, прокурор города Абакана указывает, что пункты дублируют положения ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", который на данные правоотношения не распространяется.

Действительно, п. 10 ст. 11.2 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Вместе с тем, ч. 4 ст. 11.2 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц, государственных гражданских служащих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Поскольку положениями ст. 11.2 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не конкретизированы случаи, при которых ответ на жалобу не дается, а также не конкретизированы основания для отказа в удовлетворении жалобы, Глава города Абакана, пользуясь предоставленными п. 4 ст. 11.2 указанного закона полномочиями определил в п. 5.11 и 5.13 Административного регламента случаи, при которых ответ на жалобу не дается, а также указал основания для отказа в удовлетворении жалобы.
То обстоятельство, что случаи, указанные в п. 5.11 и п. 5.13 Административного регламента, в той или иной степени, совпадают с формулировками, содержащимися в ст. 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", по мнению суда, само по себе не означает распространения действия Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ на отношения, регулируемые Административным регламентом, и не является нарушением законов и иных нормативных правовых актов.
В связи с чем, суд считает, что требования прокурора города Абакана о признании пунктов 5.11 и 5.13 Административного регламента противоречащими Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" удовлетворению не подлежат.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Требования Прокурора города Абакана удовлетворить в части.
Признать противоречащими федеральному законодательству п. п. 3, 4, 7 абзаца 1, п. п. 1 абзаца 2 пункта 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования и внесение изменений в договоры социального найма жилых помещений", утвержденного постановлением Администрации города Абакана от 25.01.2013 № 85.
Обязать Администрацию города Абакана опубликовать решение суда в газете "Абакан".
В удовлетворении требований Прокурора города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству пункты 5.11 и 5.13 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Заключение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, договоров найма жилых помещений специализированного жилищного фонда и жилищного фонда коммерческого использования и внесение изменений в договоры социального найма жилых помещений", утвержденного постановлением Администрации города Абакана от 25.01.2013 № 85 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня выдачи решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 29.07.2013.

Судья
Е.А.ЦАРЕВА


------------------------------------------------------------------