Решение Абаканского городского Суда Республики Хакасия от 29.07.2013 по делу N 2-4700/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 11.7 статьи 11 Правил землепользования и застройки города Абакана , утв. решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 N 411>
АБАКАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 29 июля 2013 г. по делу № 2-4700/2013
Абаканский городской Суд,
в составе председательствующего Царевой Е.А.,
при секретаре Яковлевой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Абакана к Совету депутатов города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 11.7 ст. 11 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утвержденных решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 № 411,
с участием: помощника прокурора города Абакана Абдина К.А., действующего на основании распоряжения;
представителей Совета депутатов города Абакана Каузовой Ю.Д., Гасан О.В., действующих на основании доверенностей;
установил:
Прокурор города Абакана обратился в суд с иском к Совету депутатов города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству пункт 11.7 ст. 11 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утвержденных решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 № 411. Обязать опубликовать в газете "Абакан официальный" сообщение о состоявшемся по делу судебном решении.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана Абдин К.А. заявленные требования поддержал, суду пояснил, что решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 № 411 утверждены Правила землепользования и застройки города Абакана (общие положения) (в ред. от 16.06.2010 и от 25.10.2011). Решение опубликовано в официальном печатном издании - газете "Абакан официальный", выпуск № 33 (приложение к газете "Абакан", № 39, 3-9.10.2007). Изменения в Правила опубликованы в газете "Абакан официальный", выпуск № 25 (приложение к газете "Абакан", № 26, 23-29.06.2007) и в газете "Абакан официальный", выпуск № 43 (приложение к газете "Абакан", № 44, 26.10-01.11.2011). Помощник прокурора указывает, что п. 11.7 ст. 11 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения) установлены нормативы градостроительного проектирования с превышением предоставленных Абаканскому городскому Совету депутатов полномочий, поскольку Указом Президента РФ от 27.03.2006 № 261 "О признании утратившими силу отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" разрабатывать, принимать, вводить в действие и издавать нормы и правила, государственные стандарты и инструкции в области строительства и архитектуры отнесено к полномочиям Министерства регионального развития Российской Федерации. Поскольку оспариваемое положение муниципальных нормативов устанавливает обязательные требования к строительству ограждений земельных участков для индивидуального жилищного строительства, помощник прокурора города Абакана считает, что Абаканский городской Совет депутатов превысил свои полномочия, поэтому п. 11.7 ст. 11 Правил, противоречит требованиям федерального законодательства. Кроме того, помощник прокурора города Абакана указывает, что принятие нормативного правового акта за пределами компетенции является коррупциогенным фактором, предусмотренным подп. "д" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - нарушение компетенции органов местного самоуправления при принятии нормативных правовых актов. А также оспариваемая норма Правил вступает в противоречие с гражданским законодательством, поскольку ограничивает права собственников земельных участков на обустройство и выбор параметров ограждений своих земельных участков.
В связи с чем, помощник прокурора города Абакана Абдин К.А. просит суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Совета депутатов города Абакана Гасан О.В., Каузова Ю.Д. заявленные требования не признали, ссылаясь на ст. 8 Градостроительного кодекса РФ, п. 25 ч. 1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" суду пояснили, что органы местного самоуправления наделены определенными полномочиями по утверждению местных нормативов градостроительного регулирования, представители Совета депутатов города Абакана настаивают, что оспариваемый прокурором города Абакана п. 11.7 ст. 11 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утвержденных решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 № 411 соответствует требованиям действующего федерального законодательства. Ссылаясь на 85 ЗК РФ, представители Совета депутатов города Абакана указывают на то, что поскольку палисады расположены на землях общего пользования, то отсутствуют нарушенные права собственников земельных участков. Дополнительно представители Совета депутатов суду пояснили, что установление предельной высоты ограждения земельных участков обусловлено требованиями ст. 22 ФЗ от 30.12.2009 № 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" требования к обеспечению инсоляции и солнцезащиты здания.
В связи с чем, представители Совета депутатов города Абакана Гасан О.В., Каузова Ю.Д. просят суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 № 411 утверждены Правила землепользования и застройки города Абакана (общие положения) (в ред. от 16.06.2010 и от 25.10.2011). Текст Правил опубликован в официальном печатном издании - газете "Абакан официальный", выпуск № 33 (приложение к газете "Абакан", № 39, 3-9.10.2007). Изменения в Правила опубликованы в газете "Абакан официальный", выпуск № 25 (приложение к газете "Абакан", № 26, 23-29.06.2007) и в газете "Абакан официальный", выпуск № 43 (приложение к газете "Абакан", № 44, 26.10-01.11.2011).
05.04.2013 председателю Совета депутатов города Абакана было вынесено представление, в котором предложено рассмотреть настоящий протест с приведением в соответствие с федеральным законодательством п. 11.7 ст. 11 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения).
Решением председателя Совета депутатов города Абакана, Главы города Абакана № 543 от 18.06.2013 протест прокурора города Абакана от 05.04.2013 отклонен.
В судебном заседании помощник прокурора города Абакана настаивает, что п. 11.7 ст. 11 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения) устанавливает обязательные требования к строительству ограждений земельных участков для индивидуального жилищного строительства, соответственно, Абаканский городской Совет депутатов превысил свои полномочия, противоречит требованиям федерального законодательства.
Данный довод суд считает не состоятельным.
Так, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013, с изм. от 27.06.2013) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 19.05.2013) к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение правил землепользования и застройки поселений.
Статьей 32 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Решением Абаканского городского Совета депутатов от 28.12.2005 № 222 (ред. от 04.06.2013) "Об утверждении Устава города Абакана в новой редакции" п. 11 ч. 2 ст. 23 предусмотрено, что в компетенцию Совета депутатов города Абакана входит утверждение документов территориального планирования городских округов.
Во исполнение указанных требований, решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 № 411 (ред. от 25.10.2011) утверждены Правила землепользования и застройки города Абакана (общие положения), статьей 11 которых определена функциональная организация индивидуальной (усадебной) жилой застройки.
Пунктом 11.7 Правил предусмотрено, что ограждения палисадов служат для ограничения свободного доступа со стороны улицы к жилому дому (по фасаду), являются элементом благоустройства улицы и относятся к землям общего пользования. Ширина (глубина) палисада допускается не более 3 м, ограждения могут быть выполнены высотой до 1,5 м, не сплошные. В сложившейся индивидуальной жилой застройке высота забора по линии регулирования застройки может быть до 2,2 м, высота ворот - до 3 м, высота ограждения между территориями смежных земельных участков - до 1,6 м, не сплошное.
Далее судом установлено, что Указом Президента РФ от 27.03.2006 № 261 "О признании утратившими силу отдельных положений Указа Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" к полномочиям Министерства регионального развития Российской Федерации отнесено разрабатывать, принимать, вводить в действие и издавать нормы и правила, государственные стандарты и инструкции в области строительства и архитектуры отнесено (п. 5.2.3 Положения о Министерстве).
Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 № 820 утвержден "СП 42.13330.2011. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*", который распространяется на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включает основные требования к их планировке и застройке. Конкретизацию этих требований следует осуществлять при разработке региональных и местных нормативов градостроительного проектирования.
Настоящий свод правил направлен на обеспечение градостроительными средствами безопасности и устойчивости развития поселений, охрану здоровья населения, рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды, сохранение памятников истории и культуры, защиту территорий поселений от неблагоприятных воздействий природного и техногенного характера, а также на создание условий для реализации определенных законодательством Российской Федерации социальных гарантий граждан, включая маломобильные группы населения, в части обеспечения объектами социального и культурно-бытового обслуживания, инженерной и транспортной инфраструктуры и благоустройства.
Следовательно, указанный выше Свод правил является общим, основой для разработки региональных и местных нормативов градостроительного регулирования, в которых с учетом особенностей строительства в отдельных субъектах Российской Федерации могут быть предусмотрены отличные от Свода правил нормативы застройки.
Обобщая вышеизложенное, принимая во внимание, что органы местного самоуправления наделены определенными полномочиями по утверждению местных нормативов градостроительного регулирования, а п. 11.7 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения) устанавливает нормативы застройки в части, не урегулированной Сводом правил, суд считает, что Совет депутатов города Абакана при принятии оспариваемого пункта действовал в пределах своих полномочий, а соответственно, п. 11.7 ст. 11 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утвержденных решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 № 411 соответствует требованиям действующего федерального законодательства.
Ссылку помощника прокурора города Абакана на подп. "д" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, суд не принимает во внимание, поскольку как указывалось выше Совет депутатов города Абакана при принятии оспариваемого пункта действовал в пределах своих полномочий.
Также суд не принимает во внимание довод помощника прокурора города Абакана, что оспариваемая норма Правил вступает в противоречие с гражданским законодательством, так как ограничивает права собственников земельных участков на обустройство и выбор параметров ограждений своих земельных участков, поскольку основан он на неверном толковании норм права.
В связи с чем, суд считает, что требования прокурора города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству пункт 11.7 ст. 11 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утвержденных решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 № 411 удовлетворению не подлежат.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении требований прокурора города Абакана к Совету депутатов города Абакана о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими п. 11.7 ст. 11 Правил землепользования и застройки города Абакана (общие положения), утвержденных решением Абаканского городского Совета депутатов от 25.09.2007 № 411 - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня выдачи решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 05.08.2013.
Судья
Е.А.ЦАРЕВА
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: