Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.09.2013 по делу N А74-2683/2013 <О признании недействующими приказов Госкомтарифэнерго Хакасии от 24.11.2011 N 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год", от 27.11.2012 N 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. по делу № А74-2683/2013

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 27 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Республики Хакасия в составе судей:
председательствующего И.В. Тутарковой, Н.В. Гигель, И.А. Курочкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.В. Болкуновой,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (ИНН 1909000585, ОГРН 1081902000619)
к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия (ИНН 1901040882, ОГРН 1021900531510)
о признании недействующим приказа от 24 ноября 2011 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год",
о признании недействующим приказа от 27 ноября 2012 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год",
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Абаза-Энерго" (ИНН 1909051981, ОГРН 1041904001127),
при участии в деле прокурора Республики Хакасия.
В судебном заседании принимали участие:
от заявителя - генеральный директор ООО "Управляющая компания "Наш дом" Никитина С.К., выписка из ЕГРЮЛ от 03.06.2013; Пешков А.А. на основании доверенности от 15.04.2013;
от Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия - Данданян М.А. на основании доверенности от 01.07.2013 № 2; Свидерская О.А. на основании доверенности от 10.01.2013 № 7, паспорт;
от общества с ограниченной ответственностью "Абаза-Энерго" - Корсаков М.В. на основании доверенности от 09.01.2013 № 0501/11;
от прокурора Республики Хакасия - отсутствует.

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее - ООО "УК "Наш дом") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии) о признании недействующими приказов от 24 ноября 2011 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год", от 27 ноября 2012 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год".
Определением арбитражного суда от 30.05.2013 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Абаза-Энерго" (далее - ООО "Абаза-Энерго").
В предварительном судебном заседании 21.06.2013 в порядке статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Хакасия.
В ходе судебного разбирательства 24.09.2013 ООО "УК "Наш дом" и Госкомтарифэнерго Хакасии в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представили соглашение по фактическим обстоятельствам дела, подписанное руководителями указанных лиц, участвующих в деле.
Представитель заявителя указал, что в связи с подписанием соглашения по фактическим обстоятельствам дела отпала необходимость в проведении экспертизы. Кроме того, отказался от доводов, по которым достигнуто соглашение. В пояснениях по делу представитель заявителя указал, что в связи с заключением соглашения по фактическим обстоятельствам дела не настаивает на рассмотрении следующих оснований заявленных требований: отсутствие нормативного и экономического обоснования следующих статей расходов: разработка проекта зоны санитарной охраны, монтаж сигнализации и видеонаблюдения, мониторинг подземных вод, оказание услуг бухгалтерского учета, приобретение файлового сервера и аренды имущества, а также согласования производственных программ.
Арбитражный суд рассматривает дело с учетом данных уточнений заявителя.
Представитель Госкомтарифэнерго РХ подтвердил факт достижения соглашения с заявителем. Полагал, что в проведении экспертизы нет необходимости.
Представитель прокурора Республики Хакасия пояснил, что были применены методы, указанные в соглашении, в связи с отказом заявителя от двух доводов считает, что в их изучении нет необходимости, в проведении экспертизы так же нет необходимости.
В судебном заседании 26.09.2013 представитель заявителя поддержал заявленные требования с учетом представленного в материалы дела соглашения по фактическим обстоятельствам дела и последних уточнений.
Представитель Госкомтарифэнерго Хакасии поддержал позицию с учетом представленного в материалы дела соглашения по фактическим обстоятельствам дела. Кроме того, представил дополнительные пояснения с приложением двух таблиц ООО "Абаза-Энерго" "Анализ распределения услуг по водоснабжению потребителей ООО "Абаза-Энерго" за 2008 - 2013 г.г." и "Анализ распределения услуг по очистке стоков потребителей ООО "Абаза-Энерго" за 2008 - 2013 г.г.", из которых усматриваются среднеарифметические показатели фактических объемов отпуска услуг за 3 года (2008 - 2010), отраженные в пункте 2 соглашения по фактическим обстоятельствам дела.
Представитель ООО "Абаза-Энерго" просил в удовлетворении требований отказать по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнениях к нему. При этом просит суд не учитывать пункт 2 соглашения по фактическим обстоятельствам дела, как нарушающий права и законные интересы третьего лица - ООО "Абаза-Энерго".
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, арбитражный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" зарегистрировано в качестве юридического лица 06.05.2008 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Хакасия (свидетельство серии 19 № 000856930).
Госкомтарифэнерго Хакасии 24.11.2011 издан приказ № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 1012 год". В соответствии с указанным приказом для ООО "Абаза-Энерго" установлены на 2012 год тарифы на холодную воду и очистку сточных вод в размере (руб./м3):


Период действия

с 01.01.2012 с 01.07.2012 с 01.09.2012
по 30.06.2012 по 31.08.2012 по 31.12.2012

тариф на холодную воду (без 4,26 4,55 4,55
учета НДС)

тариф на холодную воду (с 5,03 5,37 5,37
учетом НДС)

тариф на очистку сточных вод 9,00 9,54 9,99
(без учета НДС)

тариф на очистку сточных вод 10,62 11,26 11,79
для населения (с учетом НДС)


Данный приказ опубликован 10.12.2011 в печатном издании - газета "Хакасия" № 235.
Госкомтарифэнерго Хакасии 27.11.2012 издан приказ № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 1013 год". В соответствии с указанным приказом для ООО "Абаза-Энерго" установлены на 2013 год тарифы на холодную воду и очистку сточных вод в размере (руб./м3):


Период действия

с 01.01.2013 с 01.07.2013
по 30.06.2013 по 31.12.2013

тариф на холодную воду (без учета НДС) 4,55 4,83

тариф на очистку сточных вод (без учета НДС) 9,99 10,59


Данный приказ опубликован 07.12.2012 в печатном издании - газета "Хакасия" № 233.
Между ООО "УК "Наш дом" и ООО "Абаза-Энерго" заключен договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод от 01.01.2012 № 7020509004110. Согласно пункту 4.1 договора расчеты по договору осуществляются согласно тарифам, утвержденным в порядке, определенном действующими нормативно-правовыми актами.
ООО "Абаза-Энерго" в рамках дела № А74-1187/2013 обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к ООО "УК "Наш дом" о взыскании 27.353.531 руб. 82 коп., составляющих сумму задолженности по договору № 7020509004110 от 01 января 2012 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод за период с февраля 2012 года по январь 2013 года и о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами. В качестве обоснования заявленных требований в дело № А74-1187/2013 были представлены приказы Госкомтарифэнерго Хакасии от 24.11.2011 № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год" и от 27.11.2012 № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год". Кроме этого, заявитель представил определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 09.08.2013 по делу № А74-4313/2013, возбужденному по заявлению ООО "Абаза-Энерго" к ООО "УК "Наш дом" о взыскании 11.190.257,3 руб., составляющих сумму задолженности по договору № 7020509004110 от 01 января 2012 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод за период с февраля 2012 года по январь 2013 года и о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
В связи с этим полагая, что в результате издания оспариваемых нормативных актов ООО "УК "Наш дом" было лишено права рассчитываться за потребленные энергоресурсы по законно установленному и экономически обоснованному тарифу, что привело к взысканию соответствующих денежных средств на основе незаконных приказов, ООО "УК "Наш дом" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Заявитель считает, что оспариваемые приказы Госкомтарифэнерго Хакасии противоречат положениям Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон № 210-ФЗ), Основам ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 (далее - Основы ценообразования).
В дополнительных пояснениях в обоснование требований общество указало на следующие обстоятельства:
1. Согласно протоколам Правления Госкомтарифэнерго Хакасии от 24.11.2011 и № 175 от 27.11.2012, послужившим основанием для утверждения спорных тарифов на 2012 и 2013 годы, соответствующие расчеты осуществлены с применением метода индексации затрат и метода экономических затрат. При этом в названных документах отсутствует нормативное обоснование избрания указанных методов регулирования тарифов и их соответствия перечню методов, указанному в пункте 18 Основ ценообразования, а также соответствующая методика установления соответствующих тарифов с учетом требований Методических указаний.
Между тем, как следует из содержания протокола Правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 198 от 24.11.2011, при утверждения тарифа на холодную воду для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год, приняты объемы реализованной воды в количестве 1986,93 тыс. м3, расход на собственные нужды - 0,31 тыс. м3, согласованные с Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
После рассмотрения фактических затрат предприятия за 9 месяцев 2011 года, обосновывающих материалов ООО "Абаза-Энерго" приняты затраты предприятия на 2012 год на подъем холодной воды в сумме 8656,37 тыс. рублей.
При утверждении тарифа на очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год, в расчет тарифа принят объем очищенных сточных вод в количестве 1140,47 тыс. м3, согласованный с Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
После рассмотрения фактических затрат предприятия за 9 месяцев 2011 года, обосновывающих материалов ООО "Абаза-Энерго" приняты затраты предприятия на 2012 год на очистку сточных вод в сумме 10.740,57 тыс. руб.
То есть при утверждении тарифов Госкомтарифэнерго Хакасии фактически рассматривались документы, обосновывающие затраты (финансовые потребности) ООО "Абаза-Энерго".
Согласно материалам тарифного дела на 2012 год, отчету о фактических затратах по холодной воде ООО "Абаза-Энерго" за 9 месяцев 2011 г. плановое количество воды составило 1.517,35 тыс. м3, фактическое - 2.473,44 тыс. м3 (отклонение 63%).
План реализации воды установлен в размере 1.305,46 тыс. м3, тогда как фактически составил 2.251,46 тыс. м3 (отклонение 72%).
При этом плановая прибыль установлена в размере 263,27 тыс. руб., тогда как фактически составила 5.159,92 тыс. руб. (отклонение 1860%).
Аналогичные расхождения зафиксированы и в сравнительной таблице по объемам воды и водоотведения ООО "Абаза-Энерго" за период с 01.01.2011 по 30.10.2011.
Так, за 11 месяцев 2011 года фактически предъявлено к оплате 23.803,29 тыс. рублей за 2644,81 тыс. м3 стоков (при плановых 8.597,07 тыс. рублей за 955,23 тыс. м3 стоков).
По мнению заявителя, при тарифном регулировании не была учтена динамика изменения показателей производственной программы предприятия. При значительном расхождении плановых и фактических величин, расчет тарифов на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год произведен с нарушением Закона № 210-ФЗ, Основ ценообразования, Методических указаний. В связи с этим оспариваемые тарифы не отвечают установленным частью 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ общим принципам регулирования тарифов и надбавок - необходимости обеспечения финансовых потребностей организаций коммунального комплекса, необходимых для реализации их производственных программ, стимулирования снижения производственных затрат, а учитывая фактическую выручку за оказанные услуги и прибыль предприятия, - принципу доступности товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса.
2. В материалах тарифных дел отсутствует нормативное и экономическое обоснование ряда статей расходов (расходы на разработку проекта зоны санитарной охраны водовода, монтаж сигнализации и видеонаблюдения - с учетом нахождения имущества у предприятия на праве аренды, по договорам на мониторинг подземных вод от 01.06.2005, на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета от 01.03.2008, приобретение файлового сервера для программы 1С).
В протоколах правления Госкомтарифэнерго Хакасии № 198 от 24.11.2011 и № 175 от 27.11.2012, послуживших основанием для утверждения спорных тарифов на 2012 и 2013 годы, указано, что в расходы по статье "Аренда основного оборудования" приняты суммы согласно договору № 20924060332/7020506005142 от 01.11.2007, заключенному между ООО "Абаза-Энерго" и ОАО "Евразруда".
В приложении № 1 к данному договору имущество приведено общим перечнем без группировки его на имеющее отношение к конкретным регулируемым видам деятельности. Арендная плата в договоре также приведена общей суммой без разбивки ее на суммы, относящиеся к конкретным видам деятельности: производство тепловой энергии, передача тепловой энергии, производство электрической энергии, передача электрической энергии, подъем, очистка и транспортирование воды, водоотведение и очистка сточных вод. Никаких других документов, подтверждающих правильность распределения арендной платы по регулируемым видам деятельности в материалах дела нет.
Таким образом, по мнению заявителя, нельзя считать обоснованной сумму арендной платы на 2012 и 2013 годы по договору № 20924060332/7020506005142 от 01.11.2007 как имеющую отношение именно к деятельности ООО "Абаза-Энерго" по водоснабжению и водоотведению.
Более подробно позиция заявителя изложена в заявлении и дополнительных пояснениях к нему.
Госкомтарифэнерго Хакасии на доводы заявителя пояснил следующее:
1. Относительно применения методов регулирования при установлении тарифов на холодное водоснабжение и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012, 2013.
При установлении тарифов для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 и 2013 годы Госкомтарифэнерго применял сочетание методов установления тарифов: метода фиксированных тарифов и метода индексации установленных тарифов. Возможность сочетания именно этих методов определена пунктом 14 Методических указаний.
Метод установления предельных индексов не был предложен ООО "Абаза-Энерго" и не рассматривался Госкомтарифэнерго Хакасии как возможный вариант тарифного регулирования, т.к. данный метод согласно разделу V Основ ценообразования предполагает долгосрочное регулирование на срок не менее 3 года, а также установление тарифов на основе анализа динамики предыдущей деятельности организации (не менее чем за 2 года) и анализа деятельности аналогичных организаций. В Республике Хакасия возникают трудности с подбором аналогичных организаций и в связи с тем, что Госкомтарифэнерго Хакасии осуществляет функции по регулированию тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, начиная с тарифов на 2011 год, еще не наработана достаточная база данных по мониторингу производственных программ.
ООО "Абаза-Энерго" было предложено рассмотрение тарифов на водоснабжение и очистку сточных вод путем рассмотрения расходов по каждой статье сметы расходов с приложением обосновывающих документов и с учетом прогнозируемых объемов выработки и реализации услуг, что предполагает использование метода фиксированных тарифов по определению раздела IV Основ ценообразования.
При установлении тарифов данным методом период регулирования составляет от 1 года и более по решению органа регулирования. Период регулирования должен соответствовать сроку реализации производственной программы (п. 14 Основ ценообразования).
В соответствии с представленными организацией документами и материалами (метод установления фиксированных тарифов) тарифы на товары и услуги рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов. При этом финансовые потребности организации оценивались с применением состава, группировки и правил учета затрат согласно Методическим указаниям (п. 20 - 28 Основ ценообразования).
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с использованием метода индексации установленных тарифов осуществляется путем умножения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, установленных в предшествующий период, на индексы, отражающие изменения условий деятельности организаций коммунального комплекса (п. 37 - 38 Основ ценообразования).
Метод индексации использовался преимущественно при формировании расходов по статьям "цеховые расходы" и "общехозяйственные расходы".
Учет затрат организации, принятых при утверждении тарифов на предыдущий год, выполнен Госкомтарифэнерго Хакасии с учетом сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012/2013 год, разработанного Минэкономразвития России и одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 21 сентября 2011 года/20 сентября 2012 года. В протоколе заседания Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27.11.2012 № 175 допущена опечатка. Применяемый метод регулирования тарифов назван "метод экономических затрат" по аналогии с формулировкой "метод экономически обоснованных расходов (затрат)", применяемой при регулировании тарифов на теплоснабжение в Федеральном законе от 27.07.2010 № 190 "О теплоснабжении".
2. Определение объемов реализации услуг по водоснабжению.
Для определения объемов реализации услуг ООО "Абаза-Энерго" представило расчет - заявку, составленную с учетом объемов, заложенных в договорах на поставку услуг.
Объем воды на 2012 год определен согласно расчет-заявке от 20.10.2011 в объеме 1.987,239 тыс. м3, из них на собственные нужды согласно расчету предприятия - 0,306 м3, объем реализации как разница между объемом поднятой воды и расхода на собственные нужды составляет 1.986,93 тыс. м3, в том числе для сетевой организации (ГУП РХ "Хакресводоканал") - 1.060,288 тыс. м3.
Расчет с сетевой организацией (ГУП РХ "Хакресводоканал") с ноября 2010 по ноябрь 2011 года осуществлялся без приборов учета.
Ввиду неурегулированности договорных отношений между ООО "Абаза-Энерго" и ГУП РХ "Хакресводоканал" об объемах поставки холодной воды, объем для сетевой организации был принят по расчет-заявке на 2012 год ООО "Абаза-Энерго" (как для сетевой организации на 2011 год).
По отчету ООО "Абаза-Энерго" за 9 месяцев 2011 года ГУП РХ "Хакресводоканал" предъявлено 1.777,53 тыс. м3.
За этот же период (9 месяцев 2011 года) в отчете ГУП РХ "Хакресводоканал" объем покупной воды заявлен в объеме 581,721 тыс. м3.
Общий объем поднятой воды согласно расчет-заявке ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год - принят в объеме 1.979,323 тыс. м3, расход на собственные нужды по расчету предприятия - 0,306 тыс. м3, объем реализации как разница между поднятой водой и расходом на собственные нужды - 1.979,017 тыс. м3, в том числе объем реализации по сетевой организации (уже ООО "УК "Наш дом") был принят по согласованному приложению № 2 к договору на поставку услуг от 01.01.2012 № 7020509004110 - 1.292,090 тыс. м3 (папка № 1/2013). Этот объем реализации по сетевой организации сопоставим с фактом реализации за 10 месяцев 2012 года - 1.076,742 тыс. м3 (в пересчете на год 1.292,088 тыс. м3). Поставка услуг ООО "УК "Наш дом" с ноября 2011 года осуществляется по прибору учета.
3. Определение объема услуг по очистке сточных вод.
Для определения объемов реализации услуг по очистке ООО "Абаза-Энерго" представило расчет-заявку, составленную с учетом объемов, заложенных в договорах на поставку услуг.
Объем очистки стоков на 2012 год для установления тарифов принят согласно расчет-заявке ООО "Абаза-Энерго" от 20.10.2011 в объеме 1.040,469 тыс. м3, в том числе от сетевой организации (ГУП РХ "Хакресводоканал") - 1.137,430 тыс. м3. Расчет с сетевой организацией происходил без приборов учета.
По отчету ООО "Абаза-Энерго" за 9 месяцев 2011 года очищено сточных вод 939,3 тыс. м куб., за этот же период ГУП РХ "Хакресводоканал" предъявлено 2.449,056 тыс. м3 (пояснительная записка к фактической себестоимости очистки сточных вод ООО "Абаза-Энерго" за 9 месяцев 2011 года).
За аналогичный период (9 месяцев 2011 года) в отчете ГУП РХ "Хакресводоканал" объем пропуска сточных вод (все стоки передаются на очистные сооружения ООО "Абаза-Энерго") заявлен в объеме 934,82 тыс. м3.
На 2013 год объем очистки сточных вод (уже ООО "УК "Наш дом") был принят по согласованному приложению № 2 к договору на поставку услуг от 01.01.2012 № 7020509004110 - 1.500,0 тыс. м3. Расчет-заявка ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год в соответствии с производственной программой составляет 1500 тыс. м3 (производственная программа по очистке сточных вод на 2013 год стр. 8). Кроме того, объем реализации по очистке сточных вод на 2013 год принят исходя из производственной мощности очистных сооружений: согласно проекту пропускная способность очистных сооружений - 4,2 тыс. м куб. в сутки, это - максимум 1.533 тыс. м3 в год.
4. Расходы по статье "Аренда".
Согласно приложению № 1 к договору аренды с ОАО "Евразруда" от 01.11.2007 № 20924060332/7020506005142 перечислены все основные фонды, переданные ООО "Абаза-Энерго" для осуществления производственной деятельности. Расчет арендной платы по перечню оборудования, арендная плата по которому относится на соответствующий вид деятельности, находится в каждом тарифном деле.
Общая сумма арендной платы в месяц по договору (п. 3.1) - 947.462,90 руб., в том числе: НДС - 144.528,24 руб. или 9.635.215,92 руб. без НДС в год. Согласно дополнительному соглашению № 9 от 01.01.2007 к вышеуказанному договору аренды сумма платежа с месяц составляет 932.974,62 руб. в месяц или 790.656,46 руб. без учета НДС, то есть 11.195.695,44 руб. в год (без НДС).
Расшифровка арендной платы по видам деятельности представлена в тарифных делах на 2012 и 2013 годы.
ООО "Абаза-Энерго" распределяет расходы по договору аренды по участкам и регулируемым видам деятельности. Распределение арендной платы за основные фонды по участкам ООО "Абаза-Энерго" - в тарифном деле по холодной воде на 2012 год, на водоотведение на 2012 год, по холодной воде на 2013 год, на очистку сточных вод на 2013 год.
По распределению арендной платы на участок очистных сооружений отнесено арендных платежей 2.185.513,69 руб. в месяц без НДС или 2.226.164,28 руб. в год без учета НДС. Арендные платежи по холодному водоснабжению учтены в цехе ТЭЦ. На ТЭЦ распределяется 588.629,34 руб. в месяц или 7.063.552,08 руб. в год, из них на регулируемую деятельность по водоснабжению относится 22,66 тыс. руб. в год (бак питьевой воды, водоводы, насосное оборудование, насосные скважины и др.)
В расчет арендной платы на 2012 год ООО "Абаза-Энерго" включило расходы с учетом индекса-дефлятора на 2012 год. В связи с тем, что к статье расходов "Аренда" индексы не применяются, арендная плата была в расчет тарифов принята либо без учета индексов, либо ниже расчетных величин в связи с ограничением роста тарифов согласно приказу ФСТ № 248-э/1 и приказу ФСТ № 250-э/2.
5. Включение расходов по статье "цеховые расходы" и "общехозяйственные расходы" в смету затрат.
При формировании расходов по статье "цеховые расходы" и "общехозяйственные расходы" использование метода индексации позволило не рассматривать полную экономическую обоснованность заявленных расходов. Применение данного метода (принципа) обоснованно также необходимостью соблюдения требований по ограничению роста тарифов согласно приказу ФСТ № 248-э/1 и приказу ФСТ № 250-э/2.
Для примера, используя данные принципы, при рассмотрении статьи "цеховые расходы" на 2012 год по водоснабжению, заработная плата цехового персонала с отчислениями на социальные нужды принята с учетом фактически сложившейся заработной платы за 9 месяцев 2011 года, остальные расходы приняты в целом с индексом роста 105,1%. Включение конкретных расходов в состав цеховых произвело предприятие по своему выбору. В том числе в составе "цеховых расходов" по водоснабжению в план на 2012 год предприятием были включены расходы:
- по монтажу системы видеонаблюдения на ТЭЦ в сумме ориентировочно 31,61 тыс. руб. по результатам проверки МВД по Республике Хакасия от 20.06.2011, а так же письму дирекции по безопасности ООО "Евро-Азиатская энергетическая компания" от 14.06.2011 № 3/201. В тарифном деле приложен договор намерения № 15 от 02.09.2011 с ИП Купянским С.М.;
- по третьему этапу мониторинга подземных вод и оценке эксплуатационных запасов подземных вод согласно договору с ГУ "НИЛ-ЭКО" от 01.06.2005 № 7020503008137 (работы выполняются как необходимые в соответствии с требованиями соглашения об условиях недропользования). Далее фактически работы были выполнены по другому договору с ООО "Эксперт" от 12.07.2011 № 4/7020503012067. В обоснование расходов кроме самого договора в тарифном деле по холодной воде на 2012 год приложены график исполнения платежей по договору с ООО "Эксперт", счета и счета-фактуры на оплату отдельных этапов исполнения работ по данному договору.
Расходы по статье "общехозяйственные расходы" учтены в тарифе по холодной воде на 2012 год исходя из возможностей включения в связи с ограничением тарифа. При плане предприятия 15 967,25 тыс. руб. в общем по статье "общехозяйственные расходы" согласно распределению на холодную воду планировалось отнесение 554,44 тыс. руб., с учетом факта исполнения по статье за 9 месяцев 2011 года (556,56 тыс. руб.) в план на 2012 год включено 599,49 тыс. руб.
В смету на 2013 год по статье "общехозяйственные расходы" на первое полугодие приняты в сумме 599,49 тыс. руб., на второе полугодие с индексом 104,9%.
Распределение "общехозяйственных затрат" по элементам производится предприятием самостоятельно.
Госкомтарифэнерго Хакасии полагает, что возражение ООО "УК "Наш дом" об отсутствии нормативного и экономического обоснования расходов по монтажу системы видеонаблюдения и мониторинга подземных вод несостоятельны в виду присутствия в тарифном деле договоров и других обосновывающих документов: графика исполнения платежей, счетов и счетов-фактур. Расходы по разработке проекта зоны санитарной охраны водовода в соответствии с проектом договора от 01.01.2011 № 7020503012099 в смету затрат на 2012 год включены не были.
Более подробно позиция Госкомтарифэнерго Хакасии изложена в отзыве на заявление и дополнениях к нему.
В ходе рассмотрения дела заявителем и Госкомтарифэнерго Хакасии представлено в материалы дела соглашение по фактическим обстоятельствам дела в соответствии со статьей 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому стороны признали следующие обстоятельства:
1. Заявителем в обоснование заявленных требований указано, в нарушение пункта 18 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций жилищно-коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520, при установлении оспариваемых тарифов, соответствующие расчеты осуществлены с применением метода индексации затрат и "метода экономических затрат" соответственно.
В отношении указанного довода стороны настоящего Соглашения признали, что фактически с 1 января 2012/2013 годов тарифы для ООО "Абаза-Энерго" в сфере водоснабжения и очистки сточных вод рассчитаны Комитетом с применением метода фиксированных тарифов, когда согласно п. 22 и 23 Основ ценообразования финансовые потребности для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы определяются как сумма расчетных значений расходов, относимых на регулируемый вид деятельности, по результатам оценки их экономической обоснованности.
С 1 июля 2012/2013 года тарифы для ООО "Абаза-Энерго" в сфере водоснабжения и очистки сточных вод рассчитаны Комитетом с применением метода индексации. Это означает, что расходы организации рассматриваются в годовом измерении, при этом расходы по отдельным статьям принимаются с использованием индексов, определяемых Министерством экономического развития Российской Федерации, и отражают изменение расходов организации по отдельным статьям затрат (п. 38 Основ ценообразования).
2. Заявителем в обоснование заявленных требований указано, что при тарифном регулировании не была учтена динамика изменения показателей производственной программы предприятия при значительном расхождении плановых и фактических величин, расчет тарифов на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" произведен с нарушением Закона № 210-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об Основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Методических указаний.
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия с доводом ООО "УК "Наш дом" относительно того, что не была учтена динамика изменения показателей производственной программы предприятия при значительном расхождении плановых и фактических величин, согласен, так как пп. 1 п. 20 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегионразвития России от 15.02.2011 № 47, прогнозный объем реализации товаров (услуг) на предстоящий период регулирования (год, при установлении долгосрочных тарифов), принимается регулируемой организацией на основании данных прошлых лет с учетом сложившейся динамики, а так же прогнозов по подключению новых (реконструируемых) объектов капитального строительства.
В отношении указанного довода стороны соглашения признали, что фактически, с учетом этого при формировании производственной программы ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год Госкомтарифэнерго Хакасии при рассмотрении производственной программы на следующий период регулирования следовало рассмотреть факт исполнения производственной программы организации за 2008-2010 годы. При этом:
- по водоснабжению: средний объем за 3 года по сетевой организации составит 1.256,652 тыс. куб. м, с учетом объема реализации для прочих потребителей общий объем реализации ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год составит 2.183,292 тыс. куб. м (при расчете тарифа на холодную воду на 2012 г. объем реализации был учтен в размере 1.986,93 тыс. куб. м, что на 9,88% ниже, чем в среднем за 3 года);
- по очистке сточных вод: средний объем за 3 года по сетевой организации составит 1426,992 тыс. куб. м, этот объем реализации составляет полный объем реализации по производственной программе ООО "Абаза-Энерго" на 2012 (при расчете тарифа на очистку сточных вод на 2012 г. объем реализации был учтен в размере 1.140,469 тыс. куб. м, что на 25,12% ниже, чем в среднем за 3 года).
Производственные программы по водоснабжению и очистке сточных вод ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год в части объемов сетевой организации составлены с учетом показаний приборов учета за 2012 год, отраженных в приложении № 2 к договору на поставку услуг от 01.01.2012 № 7020509004110 между ООО "Абаза-Энерго" и ООО "УК "Наш дом". По водоснабжению объем реализации по сетевой организации на 2013 год был принят в объеме 1292,090 тыс. куб. м, по очистке сточных вод - 1500,00 тыс. куб. м.
Согласно частям 2, 3 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения обстоятельства принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.
Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
ООО "Абаза-Энерго", ознакомившись с соглашением по фактическим обстоятельствам дела, просит суд не учитывать пункт 2 данного соглашения, как нарушающий его права и законные интересы, поскольку объемы реализации услуг по водоснабжению и объемы услуг по очистке сточных вод были приняты Госкомтарифэнерго Хакасии в соответствии с расчетами-заявками из производственных программ ООО "Абаза-Энерго" по производству питьевой воды и по очистке сточных вод на 2012 год и на 2013 год.
Оценив доводы лиц, участвующих в деле, и представленные в дело доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесено рассмотрение дел об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом документ, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Соответствующие разъяснения даны в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" и в Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11.11.1996 № 781-II ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации".
Как следует из содержания оспариваемых приказов, Госкомтарифэнерго Хакасии установил тарифы для ООО "Абаза-Энерго" для расчета платы граждан за коммунальные услуги на холодную воду и очистку сточных вод на 2012, 2013 годы.
Данные правовые акты приняты правотворческим органом - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и направлены на установление тарифов, которые используются для расчета платы граждан (потребителей коммунальных услуг) за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и очистке сточных вод. В связи с этим оспариваемые правовые акты рассчитаны для неопределенного круга лиц и многократное применение.
С учетом изложенного арбитражный суд считает, что оспариваемые приказы отвечают критериям нормативности, затрагивают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поэтому данный спор подведомственен арбитражному суду и подлежит рассмотрению по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют Закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Из приведенных норм следует, что в предмет исследования по настоящему делу входят обстоятельства, свидетельствующие о наличии полномочий на вынесение оспариваемых нормативных актов, о соответствии (несоответствии) оспариваемых положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении оспариваемыми нормативными актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оценивая оспариваемые заявителем нормативные правовые акты на соответствие их федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса на момент принятия оспариваемых приказов регулировались Законом № 210-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Закона № 210-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого приказа) регулированию данным Законом подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ (пункты 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона № 210-ФЗ).
Согласно части 2 статьи 3 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и Правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 4 Закона № 210-ФЗ установлено, что Правительство Российской Федерации утверждает Основы ценообразования и Правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пунктам 1, 4 части 4 статьи 4 Закона № 210-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
В соответствии с пунктами 1, 3 части 1 статьи 8 Закона № 210-ФЗ методами регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, которые используются в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, являются:
- установление фиксированных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса на очередной период исходя из сложившейся себестоимости товаров и услуг этой организации в истекший период действия тарифов с учетом стоимости заложенных в производственную программу мероприятий по повышению эффективности деятельности организации коммунального комплекса, предусматривающих улучшение качества производимых ею товаров (оказываемых услуг) и проведение при необходимости мероприятий по реконструкции эксплуатируемой этой организацией системы коммунальной инфраструктуры;
- индексация установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях объективных изменений условий деятельности организации коммунального комплекса, влияющих на стоимость производимых ею товаров (оказываемых услуг).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (далее - Основы ценообразования).
Согласно пунктам 18, 19 Основ ценообразования для регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса применяются следующие методы:
1) метод установления фиксированных тарифов;
2) метод установления предельных тарифов;
3) метод индексации установленных тарифов.
Решение о применении метода регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса принимается органом регулирования. Принятие решения о выборе метода регулирования тарифов и расчет размера регулируемых тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с применением избранного метода установления тарифов осуществляются в соответствии с методическими указаниями.
При обращении в арбитражный суд заявитель полагал, что регулирующим органом при установлении тарифов на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012, 2013 годы были применены методы регулирования, не предусмотренные действующим законодательством.
В ходе рассмотрения дела сторонами заключено соглашение, в соответствии с которым заявитель признал, что Госкомтарифэнерго Хакасии при установлении тарифов на 2012, 2013 годы использовал методы, которые предусмотрены пунктами 22, 23 Основ ценообразования (с января по июль каждого года - метод фиксированных тарифов, а с июля по декабрь - метод индексации).
Таким образом, факт отсутствия нарушений Основ ценообразования в указанной части заявителем в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признается, в связи с чем дальнейшему доказыванию не подлежит.
В соответствии с пунктами 20, 21, 23 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса рассчитываются как отношение части объема финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, определенных применительно к отдельному виду деятельности этой организации, к расчетному объему соответствующего вида товаров и услуг, реализуемому за период действия тарифов.
Расчетный объем реализуемых товаров и услуг соответствующего вида определяется с учетом утвержденных органами регулирования на период действия тарифов нормативов потребления ресурсов, поставляемых организацией коммунального комплекса.
Определение состава расходов, включаемых в расчет финансовых потребностей для реализации организацией коммунального комплекса производственной программы, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета и налоговых отношений, и методическими указаниями.
Согласно пункту 20 Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 15.02.2011 № 47, формирование финансовых потребностей для целей регулирования тарифов и надбавок осуществляется исходя из величины прогнозируемого объема производства товаров и (или) оказываемых услуг, определяемого в установленном порядке в производственной и инвестиционной программе организации коммунального комплекса.
Для целей расчета тарифов и надбавок в сфере холодного водоснабжения, которое представляет собой технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку (очистку), транспортировку и передачу потребителям холодной воды, водоотведения, которое представляет собой технологический процесс, обеспечивающий прием, транспортировку (перекачку) сточных вод с последующей их очисткой, отведением сточных вод в водные объекты и обработку осадка сточных вод, прогнозируемый объем производства товаров (услуг) принимается как сумма следующих величин:
1) прогнозный объем реализации товаров (услуг) на предстоящий период регулирования (год, при установлении долгосрочных тарифов), определяемый регулируемой организацией на основании данных прошлых лет с учетом сложившейся динамики, а также прогнозов по подключению новых (реконструируемых) объектов капитального строительства);
2) величина потребления воды на хозяйственные нужды, величина потерь воды при добыче, в системах водоснабжения (неучтенного стока в системах водоотведения) в размере, определенном органом регулирования исходя из уровня потерь (неучтенного стока), сложившегося в периоды, предшествующие периоду регулирования, и заданных в производственной программе целевых параметров повышения эффективности деятельности регулируемой организации, в том числе целевых параметров сокращения потерь (неучтенного стока в системах водоотведения).
Из приведенных норм следует, что формирование финансовых потребностей для целей регулирования тарифов осуществляется исходя из установленного в производственной программе организации коммунального комплекса величины прогнозируемого объема производства товаров и (или) оказываемых услуг на предстоящий период регулирования (как на год, так и при установлении долгосрочных тарифов), определяемого регулируемой организацией на основании данных прошлых лет с учетом сложившейся динамики, а также прогнозов по подключению новых (реконструируемых) объектов капитального строительства).
В связи с изложенным состоятельны доводы Госкомтарифэнерго Хакасии о том, что в пункте 2 представленного соглашения по фактическим обстоятельствам дела обоснованно приведены показатели средних объемов за 3 года (2008-2010) с учетом сложившейся динамики.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.10.2007 № 101 утверждены Методические рекомендации по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса (далее - Методические рекомендации).
Согласно пункту 12.1 Методических рекомендаций объем реализации товаров и услуг определяется в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - по группам потребителей:
- для населения, проживающего в многоквартирных домах, на основании заключенных договоров с управляющими организациями (товариществами собственников жилья или либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, с каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени);
- для прочих потребителей (населения, проживающего в индивидуальных жилых домах; юридических лиц и физических лиц (кроме населения, проживающего в многоквартирных домах)), дома (помещения) которых не оборудованы приборами учета воды, на основании заключенных договоров;
- для прочих потребителей (населения, проживающего в индивидуальных жилых домах; юридических лиц и физических лиц (кроме населения, проживающего в многоквартирных домах)), дома (помещения) которых оборудованы приборами учета воды, с учетом фактически сложившегося водопотребления за 3 года, предшествующих периоду регулирования.
По мнению заявителя при установлении тарифов Госкомтарифэнерго Хакасии неправильно были учтены объемы водоотведения (водопотребления), что в силу пункта 20 Основ ценообразования привело к нарушению процедуры установления тарифов на 2012, 2013 годы. Заявитель полагает, что в результате занижения фактических объемов тариф, установленный для ООО "Абаза-Энерго", был занижен.
Спор по данному вопросу сводился к тому, какие объемы выполненных работ (плановые либо фактические) должны были учитываться и какие фактически были учтены. Как следует из подписанного сторонами соглашения по фактическим обстоятельствам дела, Госкомтарифэнерго Хакасии согласился, что при расчете тарифа на холодную воду на 2012 г. объем реализации был учтен в размере 1986,93 тыс. м3, что на 9,88% ниже, чем в среднем за 3 года, при расчете тарифа на очистку сточных вод на 2012 г. объем реализации был учтен в размере 1140,469 тыс. м, что на 25,12% ниже, чем в среднем за 3 года.
В судебном заседании представитель Госкомтарифэнерго Хакасии подтвердил, что при занижении указанных показателей по объему реализации, тариф повышается. Кроме того, представитель Госкомтарифэнерго согласился с доводами заявителя о том, что аналогичная ситуация сложилась и по 2013 году, поскольку при установлении тарифа на 2013 год частично использовался метод индексации, а кроме того, при расчете использовались показатели за предыдущие 3 года.
ООО "Абаза-Энерго" в представленных возражениях на соглашение по фактическим обстоятельствам не указало сведений и доводов, опровергающих выводы, изложенные в пункте 2 данного соглашения по фактическим обстоятельствам дела, и не представило таких доказательств.
В судебное заседание, 26.09.2013, представители Госкомтарифэнерго Хакасии представили дополнительные пояснения с приложением двух таблиц ООО "Абаза-Энерго" "Анализ распределения услуг по водоснабжению потребителей ООО "Абаза-Энерго" за 2008-2013 г.г." и "Анализ распределения услуг по очистке стоков потребителей ООО "Абаза-Энерго" за 2008-2013 г.г.", из которых усматриваются среднеарифметические показатели фактических объемов отпуска услуг за 3 года (2008-2010), отраженные в пункте 2 соглашения по фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ООО "Абаза-Энерго" не оспорил правильность указанных цифровых показателей.
Таким образом, факт занижения объемов реализации при установлении спорных тарифов в порядке статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации признается Госкомтарифэнерго Хакасии и подтверждается материалами дела.
В связи с заключением соглашения представитель заявителя в ходе судебного разбирательства отказался от остальных доводов и не настаивал на их рассмотрении.
При таких обстоятельствах арбитражный суд пришел к выводу, что Госкомтарифэнерго Хакасии приняты приказы от 24 ноября 2011 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год", от 27 ноября 2012 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год" в нарушение общих принципов тарифного регулирования.
Несоблюдение Госкомтарифэнерго Хакасии общих принципов тарифного регулирования, порядка и процедуры установления тарифов привело к нарушению вышеуказанных нормативных актов.
Довод ООО "Абаза-Энерго" об отсутствии нарушения законных прав и интересов заявителя отклоняется арбитражным судом, поскольку из фактических обстоятельств дела усматривается обратное. Как следует из материалов дела, на основании тарифов, установленных в оспариваемых приказах, ООО "Абаза-Энерго" исчислило задолженность ООО "УК "Наш дом" по договору № 7020509004110 от 01 января 2012 года на отпуск питьевой воды и прием сточных вод за период с февраля 2012 года по январь 2013 года и обратилось в арбитражный суд за ее взысканием (по делам № А74-1187/2013, А74-4313/2013).
При изложенных обстоятельствах приказы Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия приказов от 24 ноября 2011 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год", от 27 ноября 2012 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год" подлежат признанию недействующими.
В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по настоящему делу составила 4000 руб., уплачена заявителем при обращении в арбитражный суд на основании платежного поручения от 22 февраля 2012 года № 83.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В соответствии с частью 2 статьи 111 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд вправе отнести все судебные расходы по делу на лицо, злоупотребляющее своими процессуальными правами или не выполняющее своих процессуальных обязанностей, если это привело к срыву судебного заседания, затягиванию судебного процесса, воспрепятствованию рассмотрения дела и принятию законного и обоснованного судебного акта.
Арбитражным судом установлено, что в ходе рассмотрения дела имели факты затягивания заявителем и Госкомтарифэнерго судебного процесса.
Так, определением арбитражного суда от 30.05.2013 года арбитражный суд предложил представить Госкомтарифэнерго Хакасии материалы тарифных дел ООО "Абаза-Энерго", вместе с тем в предварительном судебном заседании 21.06.2013 представители Госкомтарифэнерго Хакасии пояснили, что не могут представить копии тарифных дел по техническим причинам. Оригиналы дел также не представлены в предварительное судебное заседание.
Заявителю определением арбитражного суда от 30.05.2013 было предложено представить доказательства нарушения прав и законных интересов оспариваемыми приказами, вместе с тем указанные к предварительному судебному заседанию 21.06.2013 представлены не были.
В связи с указанными обстоятельствами предварительное судебное заседание было отложено арбитражным судом на 08.07.2013. Заявителю было предложено обосновать позицию относительно несоответствия приказов законодательству со ссылками на нормативные правовые акты и приложением соответствующих документов; представить письменные пояснения относительно пролонгации договора; письменный отзыв на заявление о прекращении производства по делу; ознакомиться в Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия со спорными тарифными делами, после чего представить суду письменный перечень документов, который необходим для рассмотрения по существу настоящего спора и соответственно необходимый для его копирования и предоставления суду в материалы настоящего дела.
Государственному комитету по тарифам и энергетике Республики Хакасия предложено представить письменный отзыв за подписью руководителя с пояснениями относительно невозможности представить копии и оригиналы тарифных дел в судебное заседание от 21.06.2013; письменный отзыв на заявление о прекращении производства по делу; оригиналы тарифных дел для обозрения, выкопировки из тарифных дел в части, касающейся процедуры принятия спорных приказов.
В предварительном судебном заседании 08.07.2013 представитель заявителя сообщил суду, что с тарифными делами не ознакомился, поскольку Госкомтарифэнерго Хакасии не предоставил ему такой возможности. Представители Госкомтарифэнерго Хакасии пояснили, что заявление об ознакомлении с тарифными делами поступило от ООО "УК "Наш дом" только 03.07.2013, после чего Госкомтарифэнерго Хакасии направил запрос в адрес ООО "Абаза-Энерго" для получения согласия на ознакомление. До заседания суда согласие не получено.
С целью предоставления возможности заявителю ознакомления с материалами тарифного дела арбитражный суд отложил предварительное судебное заседание на 26.07.2013. Заявителю предложено ознакомиться с материалами дела и обосновать позицию относительно несоответствия приказов законодательству со ссылками на нормативные правовые акты и приложением соответствующих документов. Госкомтарифэнерго Хакасии арбитражный суд вновь предложил представить копии тарифных дел и письменное уточнение позиции по делу.
В предварительном судебном заседании 26.07.2013 представитель заявителя настаивал на очередном отложении предварительного судебного заседания в связи с тем, что не успел ознакомиться с материалами дела и подготовить соответствующие пояснения. Представитель Госкомтарифэнерго не представил пояснения по делу, мотивируя тем, что позиция заявителя ему неясна.
Отказывая в удовлетворении ходатайства об отложении предварительного судебного заседания, арбитражный суд в протоколе предварительного судебного заседания от 26.07.2013 указал, что довод заявителя о большом объеме материалов дела несостоятелен, так как у представителя заявителя имелась возможность ознакомиться с материалами дела и представить пояснения по делу. Заявитель ознакомился 17.07.2013 и 18.07.2013 с 20 томами дела (всего в деле 22 тома), однако с 19.07.2013 и по 25.07.2013 заявитель не предпринимал попыток ознакомиться с оставшимися двумя томами. Относительно нахождения представителя заявителя в командировке ООО "УК "Наш дом" не представило подтверждающих документов.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащей подготовке представителей, как заявителя, так и Госкомтарифэнерго Хакасии к судебному процессу.
Впоследствии в связи с ненадлежащей подготовкой указанных лиц арбитражный суд вынужден был откладывать также и судебное разбирательство, объявлять перерывы в судебном заседании для предоставления участникам процесса времени для подготовки пояснения и возражений.
Арбитражный суд при решении вопроса о распределении судебных расходов по настоящему делу полагает необходимым учесть приведенные обстоятельства и отнести расходы по уплате государственной пошлины на стороны: на заявителя - в сумме 2000 руб., на Госкомтарифэнерго Хакасии в сумме 2000 руб.
Государственная пошлина, отнесенная на заявителя, взысканию не подлежит, поскольку уплачена им при обращении с заявлением в арбитражный суд. Судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. подлежат взысканию с Госкомтарифэнерго Хакасии в пользу заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 195, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Удовлетворить заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом".
Признать недействующими приказы Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 24 ноября 2011 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2012 год", от 27 ноября 2012 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год" в связи с несоответствием Федеральному закону от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 "Об Основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
2. Взыскать с Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 (две тысячи) руб.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа. Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Республики Хакасия.

Председательствующий судья
И.В.ТУТАРКОВА

Судьи
Н.В.ГИГЕЛЬ
И.А.КУРОЧКИНА


------------------------------------------------------------------