Решение Верховного суда Республики Хакасия от 31.10.2013 <О признании недействующим приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 27.11.2012 N 214-к "О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "УК "Наш дом" на 2013 год">
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 31 октября 2013 года
Верховный Суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Маториной Т.В., при секретаре Кайлачаковой О.В., с участием представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" Пешкова А.А., представителя заинтересованного лица Данданяна М.А., прокурора Васильевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" о признании приказа Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27 ноября 2012 года № 214-к "О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "УК "Наш дом" на 2013 год" недействующим,
установил:
Государственным комитетом по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Комитет) 27 ноября 2012 г. принят приказ № 214-к "О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "УК "Наш дом" на 2013 год" (далее - Приказ № 214-к), которым установлены на 2013 год с календарной разбивкой тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "УК "Наш дом".
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" (далее - ООО "УК "Наш дом") обратилось в суд с заявлением о признании Приказа № 214-к недействующим, ссылаясь на то, что он противоречит положениям Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в частности статьям 3, 8, 9, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", в частности пунктам 18, 21, 24, 26, 27 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В обоснование заявления указано, что в соответствии с протоколом № 177 заседания Правления Комитета от 27 ноября 2012 г. регулирующим органом применен метод экономических затрат. Однако ни статьей 8 Федерального закона № 210-ФЗ, ни пунктом 18 Основ ценообразования такого метода регулирования тарифов не предусмотрено.
Комитетом приказом от 8 августа 2012 г. № 86-п утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, приложением № 3 к которому установлены нормативы потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, куб. м на 1 человека в месяц. Приказом Комитета от 20.12.2012 г. № 278-к "О тарифе на горячую воду для ООО "УК "Наш дом" на 2013 год" установлен на 2013 год тариф на горячую воду с календарной разбивкой, приложением № 1 к которому утверждены основные показатели производственной программы ООО "УК "Наш дом" в сфере горячего водоснабжения на 2013 год. Ссылаясь на положения пункта 73 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, в силу которого объем горячего водоснабжения, переданный абоненту теплоснабжающей организацией, учитывается в общем объеме сточных вод абонента, приведя цифровые составляющие из Приказа № 214-к, Приказа № 278-к, произведя соответствующий расчет, податель заявления указывает, что Комитетом при утверждении тарифа на водоотведение и очистку сточных вод произвольно завышен объем сточных вод, передаваемых на очистку другим канализациям, на 65 550 куб. м.
Кроме того, по мнению заявителя, в соответствии с расчетом ООО "УК "Наш дом" на 2013 год, произведенным на основании утвержденных нормативов потребления коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, имеет место необоснованное занижение объема реализации холодной воды.
Оспариваемый Приказ № 214-к, как указано в заявлении, нарушает права и законные интересы ООО "УК "Наш дом" в сфере предпринимательской и хозяйственной деятельности, создает обязанность по предоставлению потребителям услуг по холодному водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод по тарифам, установленным с нарушением действующего федерального законодательства.
В судебном заседании представитель ООО "УК "Наш дом" Пешков А.А. требования поддержал. Дополнительно пояснил, что при утверждении оспариваемого тарифа методом фиксированных тарифов Комитет должен был руководствоваться пунктами 20 - 21 Основ ценообразования. Обществом была разработана производственная программа и представлена и Комитет в числе прочих документов для утверждения тарифа, какие-либо изменения в производственную программу не вносились и заявителю внести изменения не предлагалось, данный документ был принят за основу тарифного дела, экспертиза указанных документов не проводилась, однако Комитет при установлении тарифов оспариваемым Приказом самостоятельно рассчитал объем, подлежащий применению при установлении тарифа. Приказ противоречит п. п. 20 и 21 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса". Фактически применялся метод фиксированных тарифов, такой метод предусмотрен законодательством, однако, по мнению представителя, не соответствует нормам сам порядок установления тарифа. Нарушены такие принципы основ регулирования тарифов, как баланс интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций; финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ, которые предусмотрены п. п. 1, 2 и 5 ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ. Просил заявление удовлетворить.
Представитель Комитета Данданян М.А. в письменных возражениях, поддержанных в судебном заседании, требования не признал, суду пояснил, что тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение для ООО "УК "Наш дом" на 2013 год установлены в соответствии с такими нормативными документами, как Федеральный закон от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; Постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"; приказ ФСТ России от 25.10.2012 № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год"; Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации от 15.02.2011 № 47; Методические рекомендации по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса, утвержденные приказом Минрегиона Российской Федерации от 10.10.2007 № 101.
Приведя цифровые составляющие, указал на то, что на очистные сооружения ООО "Абаза-Энерго" стоки поступают полностью из сетей ООО "УК "Наш дом". Объем стоков, переданных на очистные сооружения, определен на 2013 год для ООО "УК "Наш дом" согласно приложению 2 к договору на поставку услуг от 01.01.2012 года с ООО "Абаза-Энерго". Объем реализации по очистке сточных вод на 2013 год согласован организациями исходя из производственной мощности очистных сооружений. При этом в составе расходов ООО "УК "Наш дом" по статье "Покупная вода" учтена покупка холодной воды от ООО "Абаза-Энерго" по тарифу на 2013 год, утвержденному приказом Комитета от 27.11.2012 № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год". В составе расходов ООО "УК "Наш дом" по статье "Услуги по очистке стоков и утилизации сточной жидкости, оказываемые сторонними организациями" учтены услуги по очистке сточных вод по договору с ООО "Абаза-Энерго" по тарифу на 2013 год, утвержденному приказом Комитета от 27.11.2012 № 212-к, который решением Арбитражного Суда Республики Хакасия от 27.09.2013 по делу № А74-2683/2013 признан недействующим. Соответственно, по мнению представителя, делать выводы по другим расчетам, которые заявитель приводит в суде, нецелесообразно, т.к. отсутствует предмет спора.
Кроме того, по мнению представителя, приказ не является нормативным правовым актом, поскольку не устанавливает правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того", возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом, т.к. носит индивидуальный характер, адресован конкретному хозяйствующему субъекту, а именно ООО "УК "Наш дом"; ограничен по сроку применения (1 год), что следует из текста самого Приказа.
Также, как указано представителем, приказ не проходил государственной регистрации в Государственном правовом комитете Республики Хакасия, обязательной для нормативных правовых актов. В соответствии с пунктом 1 Порядка государственной регистрации нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия, утвержденного Постановлением Председателя Правительства Республики Хакасия от 26.06.2009 № 22-ПП "О государственном систематизированном учете нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия", государственной регистрации подлежат нормативные акты органов исполнительной власти, Подтверждением государственной регистрации Приказа № 214-к является специальная отметка в виде штампа и письменное мотивированное заключение Государственного правового комитета Республики Хакасия. Таким образом, по мнению представителя, поскольку штампа о государственной регистрации Приказа № 214-к нет, а также нет по нему заключения Министерства юстиции, Приказ не является нормативным правовым актом, и, соответственно, оценка его законности должна производиться 8 порядке, установленном главой 25 ГПК РФ. В соответствии с частью 1 статьи 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Приказ № 214-к был опубликован 07.12.2012 г. в газете "Хакасия" за № 233 не как нормативный правовой акт, как полагает заявитель, а на основании пункта 8.2 главы 8 Постановления Правительства Республики Хакасия "Об утверждении Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия и внесении изменений в Постановление Правительства Республики Хакасия от 29.01.2003 № 08 "О передаче полномочий по осуществлению государственного регулирования цен (тарифов) в Республике Хакасия". Таким образом, как указал представитель, о существовании Приказа № 214-к официально стало известно 07.12.2012 г. Следовательно, срок, предоставленный для его оспаривания в рамках главы 25 ГПК РФ, начинает исчисляться с 07.12.2012 г. и истекает 07.03.2013 г. Просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав заявителя Пешкова А.А., представителя заинтересованного лица Данданяна М.А., заключение прокурора Васильевой Е.В., полагавшей, что заявление подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Комитетом 27 ноября 2012 г. принят Приказ № 214-к, который опубликован в республиканской газете "Хакасия" № 233 (22340) от 07.12.2012 г.
В соответствии со ст. 35 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 года № 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" (ред. от 05.04.2011) официальными изданиями, предназначенными для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Хакасия, являются газета "Хакасия", газета "Хабар-Известия" и бюллетень "Вестник Хакасии".
В силу ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно с подп. 55, 55.1 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса: определяют метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса; устанавливают систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса; согласовывают производственные и дают заключения на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса; устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, в случае его установления, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса; публикуют информацию о тарифах на товары и услуги организаций коммунального комплекса, производственных программах организаций коммунального комплекса, а также о результатах мониторинга выполнения производственных программ этих организаций и др.
В силу п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" (в ред. от 09.02.2012 года) существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации; высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; иные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, образуемые в соответствии с Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона № 184-ФЗ).
В силу ст. 1 Закона Республики Хакасия от 15.02.2007 года № 1-ЗРХ (ред. от 05.10.2012) "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия", систему исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия составляют, в том числе Правительство Республики Хакасия; государственные комитеты Республики Хакасия.
Согласно ст. 5 Закона Республики Хакасия № 1-ЗРХ государственный комитет Республики Хакасия - исполнительный орган государственной власти Республики Хакасия, проводящий государственную политику в установленной для него сфере деятельности и осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном органе.
В соответствии с п. 1 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия, утв. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 6 июня 2012 г. № 372, Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и региональный государственный контроль (надзор) за их применением. Исключением является регулирование цен и тарифов, относящихся к полномочиям других органов исполнительной власти Российской Федерации и Республики Хакасия, а также органов местного самоуправления.
Согласно разделу 4 Положения в области тарификации (ценообразования) товаров и услуг организаций коммунального комплекса Комитет осуществляет следующие полномочия:
- устанавливает предельные индексы изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам в среднем по муниципальным образованиям Республики Хакасия в соответствии с предельными индексами, установленными федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в рамках действующего законодательства Российской Федерации;
- устанавливает тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок, в случае его установления с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса;
- согласовывает производственные программы организаций коммунального комплекса и осуществляет мониторинг выполнения производственных программ, дает заключение на инвестиционные программы организаций коммунального комплекса;
- утверждает нормативы потребления коммунальных услуг;
- рассматривает заявки, рассчитывает и определяет размер субсидий на частичную компенсацию убытков организациям, предоставляющим населению (исполнителям коммунальных услуг) коммунальные услуги, коммунальные ресурсы по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги и существенным ростом тарифов на энергетические ресурсы, в соответствии с утвержденным Правительством Республики Хакасия порядком финансирования расходов республиканского бюджета Республики Хакасия;
- определяет метод регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
- устанавливает систему критериев, используемых для определения доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
В силу п. 7 ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - ценовые ставки (одноставочные или двухставочные тарифы), по которым осуществляются расчеты с организациями коммунального комплекса за производимые ими товары (оказываемые услуги) и которые включаются в цену (тариф) для потребителей, без учета надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Таким образом, оспариваемый акт принят правотворческим органом - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, управомоченным на осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и направлен на установление тарифов, которые используются для расчетов с организациями коммунального комплекса и потребителями. В связи с этим оспариваемый акт распространяется на неопределенный круг лиц и рассчитан на неоднократное применение, несмотря на установление периода его действия в течение одного года.
С учетом вышеприведенного доводы представителя заинтересованного лица о том, что Приказ № 214-к не является нормативным правовым актом, поскольку не распространяет свое действие на неопределенный круг лиц, носит индивидуальный характер, так как адресован конкретному хозяйствующему субъекту, а именно ООО "УК "Наш дом", ограничен по сроку применения (1 год), судом отклоняются. В этой связи несостоятелен и довод представителя заинтересованного лица о том, что проверка законности данного приказа должна производиться по правилам производства по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (глава 25 ГПК РФ).
В силу разъяснений, содержащихся в п. 17 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности:
полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы;
форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты;
предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.
Судом установлено, что оспариваемый акт принят в пределах усмотрения субъекта Российской Федерации, предоставленного ему при решении вопросов, отнесенных к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, управомоченным органом.
В силу ст. 3 Закона Республики Хакасия от 05.12.2005 № 87-ЗРХ "О нормативных правовых актах Республики Хакасия" (ред. от 05.04.2011) нормативные правовые акты Республики Хакасия принимаются органами государственной власти Республики Хакасия в соответствии с их компетенцией.
Система республиканского законодательства включает, в том числе приказы органов исполнительной власти Республики Хакасия (ст. 7 Закона № 87-ЗРХ).
Органы исполнительной власти Республики Хакасия принимают нормативные правовые акты в форме приказов (ст. 8 Закона № 87-ЗРХ).
В силу ст. 30 Закона № 87-ЗРХ нормативные правовые акты подлежат официальному опубликованию.
Согласно разделам 8, 9 Положения о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия Комитет публикует в установленном порядке принятые решения; для определения основных направлений деятельности Госкомитета и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - Правление; в состав Правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники органа регулирования числом не более 7 человек; Правление Госкомитета рассматривает вопросы, изложенные в разделах 2 - 5 настоящего Положения, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления; решение Правления Госкомитета по обсуждаемым вопросам оформляется приказом Госкомитета на основании протокола заседания.
Как видно из представленного стороной заявителя протокола заседания Правления Комитета от 27 ноября 2012 года № 177, решение о тарифах на холодную воду, на водоотведение и очистку сточных вод принято большинством голосов, в последующем оформлено Приказом № 214-к, который опубликован в установленном порядке.
Таким образом, Приказ № 214-к принят компетентным органом с соблюдением требований к форме нормативного правового акта, опубликован и является действующим.
В то же время, из содержания протокола видно, что при установлении тарифов для ООО "УК "Наш дом" учтены тарифы, установленные на 2013 год, утвержденные приказом Комитета от 27 ноября 2012 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза-Энерго" на 2013 год".
Принимая во внимание, что приказ № 212-к по своему содержанию аналогичен оспариваемому, следовательно, является нормативным правовым актом, который был опубликован в газете "Хакасия" 07 декабря 2012 года.
Как видно из решения Арбитражного Суда Республики Хакасия от 27 сентября 2013 года по делу № А74-2683/2013 по заявлению ООО "УК "Наш дом" о признании недействующими приказов Комитета от 24 ноября 2011 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза - Энерго" на 2012 год" и от 27 ноября 2012 года № 212-к "О тарифах на холодную воду и очистку сточных вод для ООО "Абаза - Энерго" на 2013 год", арбитражный суд установил, что приказ Комитета № 212-к установил тарифы, которые используются для расчета платы граждан (потребителей коммунальных услуг) за коммунальные услуги по водоснабжению и очистке сточных вод.
Таким образом, на момент принятии решения об установлении тарифов для ООО "УК "Наш дом" приказ № 212-к не мог применяться, поскольку в силу положений ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы, официально для всеобщего сведения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что при принятии оспариваемого Приказа № 214-к нарушена процедура его принятия.
Возражая против требований, представитель заинтересованного лица указал на то, что оспариваемый приказ не является нормативным правовым актом, поскольку не прошел государственную регистрацию в Государственном правовом комитете Республики Хакасия, обязательность которой, по мнению представителя, предусмотрена Законом Республики Хакасия "О нормативных правовых актах Республики Хакасия", Постановлением Председателя Правительства Республики Хакасия от 26.06.2009 № 22-ПП "О государственном систематизированном учете нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия".
Принимая во внимание, что судом установлено, что оспариваемый Приказ № 214-к отвечает требованиям нормативного правового акта, и, несмотря на то, что стороной заинтересованного лица не представлено доказательств о принятии уполномоченным органом в установленном порядке решения о государственной регистрации названного приказа (п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации), обстоятельство отсутствия таковой принимается судом как дополнительное основание, свидетельствующее о нарушении процедуры принятия оспариваемого акта.
Кроме того, представителем заинтересованного лица в судебном заседании подтверждено, что в основу расчетов тарифов для ООО "УК "Наш дом" положены тарифы, утвержденные приказом Комитета № 212-к, который вышеназванным решением Арбитражного Суда Республики Хакасия, вступившим в законную силу на момент рассмотрения настоящего дела, признан недействующим в связи с несоответствием его требованиям Федерального закона № 210-ФЗ, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", поскольку, как видно из решения Арбитражного Суда Республики Хакасия, приказ № 212-к принят в нарушение общих принципов тарифного регулирования.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются, в том числе достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ.
Регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 № 520 утверждены Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
В силу п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, производство по делу об оспаривании нормативного правового акта носит публичный характер, и результаты его рассмотрения являются обязательными как для лиц, участвующих в рассмотрении данного дела, так и для лиц, не участвующих в нем.
Принимая во внимание, что оспариваемый Приказ № 214-к основан на нормативном правовом акте, признанным в судебном порядке недействующим в силу его противоречия федеральному законодательству, то Приказ № 214-к не может быть признан соответствующим федеральному законодательству в части соблюдения общих принципов регулирования тарифов.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт.
Суд приходит к выводу, что доказательств законности оспариваемого правового акта стороной заинтересованного лица не представлено.
В силу ст. 2 ст. 253 ГП РФ, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 28 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и не основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, в связи с тем, что главами 23 и 24 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, вопрос об этих расходах разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 7 ГПК РФ.
В силу ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Принимая во внимание, что ООО "УК "Наш дом" при подаче заявления уплачена государственная пошлина в размере три тысячи рублей, что соответствует подп. 6 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, она подлежит взысканию в указанном размере с заинтересованного лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" удовлетворить.
Признать приказ Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 27 ноября 2012 года № 214-к "О тарифах на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для ООО "УК "Наш дом" на 2013 год" противоречащим федеральному законодательству, недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия опубликовать сообщение о данном решении после вступления решения суда в законную силу в первом очередном номере газеты "Хакасия".
Взыскать с Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Наш дом" расходы по оплате государственной пошлины в сумме три тысячи рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Т.В.МАТОРИНА
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: