Решение Хакасского УФАС России от 14.11.2013 по делу N 5-А-Т-13 <О прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, выразившегося в действиях ущемление интересов других лиц>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2013 г. по делу № 5-А-Т-13
Резолютивная часть решения оглашена 30.10.2013.
В полном объеме решение изготовлено 14.11.2013.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии:
Широкова О.В. - заместитель руководителя управления;
Члены комиссии:
Темерева Т.В. - начальник отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Исакова Е.А. - главный специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий;
Кыжинаев К.О. - специалист-эксперт отдела товарных, финансовых рынков и естественных монополий.
В отсутствие члена комиссии Темеревой Т.В.; кворум имеется, комиссия правомочна принимать решение.
При участии:
Представителей ООО "С":
А.М.Д., доверенность <...> (зарегистрировано в реестре 7-5957);
Б.Г.В., доверенность <...> (зарегистрировано в реестре 7-5951);
Представителей ОАО "М":
Ш.М.О., начальника Управления перспективного развития и технологического присоединения филиала ОАО "М" - "Х", доверенность <...> (зарегистрировано в реестре за № 7-4627);
Т.П.И., начальника отдела правового обеспечения филиала ОАО "М" - "Х", доверенность <...> (зарегистрировано в реестре за № 7-4616).
рассмотрев дело № 5-А-Т-13 по признакам нарушения ОАО "М" в лице филиала ОАО "М" - "Х" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции),
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (далее также Хакасское УФАС России, Управление) поступило заявление ООО "С" от 25.12.2012 № 4210 (вх. № 5052 от 26.12.2013) и дополнения к заявлению от 08.02.2013 № 11/454 (вх. № 456 от 08.02.2013) о злоупотреблении ОАО "М" доминирующим положением при осуществлении технологического присоединения объектов ООО "С" к сетям ОАО "М".
Согласно поступившему заявлению ООО "С" обратилось в ОАО "М" с заявкой на технологическое присоединение (планировалось увеличение присоединенной мощности на 6 МВА на ГПП 110/35/10-6 кВ "Ч" (замена силового трансформатора № 1 (с 10 000 кВА на 16 000 кВА).
25 мая 2010 года письмом исх. № 36/36-1275 ООО "С" направило ОАО "М" откорректированную заявку на технологическое присоединение по стороне 110 кВ ЛЭП-С-341 к сетям ОАО "М" в связи с увеличением присоединенной мощности на 6 МВА на ГПП 110/35/10-6 кВ "Ч" (замена силового трансформатора № 1).
25 января 2011 года письмом исх. № 36/36-177 ООО "С" направило ОАО "М" в соответствии с письмом от 27.10.2010 информацию и документы, необходимые для заключения договора технологического присоединения по указанной заявке.
После обращения ООО "С" в Хакасское УФАС России (08.02.2012) и выдачи ОАО "М" предупреждения о необходимости прекращения действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства в ООО "С" от ОАО "М" неоднократно направлялся проект договора об осуществлении технологического присоединения, не соответствующий Правилам технологического присоединения, ОАО "М" вплоть до настоящего времени не направило в ООО "С" договор технологического присоединения реконструируемой ПС 110 кВ "Ч", соответствующий требованиям действующего законодательства.
Согласно заявлению, ОАО "М" допущено нарушение части 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, а также пунктов 15, 21, 30.1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее Правила технологического присоединения), что привело к ущемлению интересов ООО "С".
Кроме того, заявитель указывает, что ОАО "М" не выполнено предупреждение, выданное Хакасском УФАС России 06.03.2012.
В соответствии с требованиями, изложенными в заявлении, ООО "С" просит выдать ОАО "М" предписание о прекращении указанных нарушений, для чего направить в адрес ООО "С" подписанный со стороны ОАО "М" проект договора на технологическое присоединение в связи с увеличением присоединенной мощности на 6 МВА на ГПП 110/35/10-6 кВ "Ч".
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В соответствии с п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее также Правила недискриминационного доступа), услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии. Указанный договор является публичным и обязательным для сетевой организации. Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.
В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО "М" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО "М" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел 1 Реестра "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 24.1.58. Приказом от 19.12.1997 № 127/8 ОАО "Х" включено в указанный раздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, регистрационный номер 19.1.1. Постановлением Государственного комитета по тарифам РХ № 18 от 27.03.2008 филиал ОАО "М" - "Х" включено в раздел III "Услуги по передаче и распределению электрической энергии" Реестра энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль.
Учитывая изложенное, 25 марта 2013 года приказом Хакасского УФАС России № 61 возбуждено дело № 5-А-Т-13 по признакам нарушения ОАО "М" (<...>) в лице филиала ОАО "М" - "Х" (<...>) части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в совершении действий, содержащих признаки злоупотребления доминирующим положением при осуществлении технологического присоединения ГПП 110/35/10-6 кВ "Ч".
Определением от 08.04.2013 дело 5-А-Т-13 назначено к рассмотрению на 28.05.2013. Определением от 28.05.2013 (исх. № 05-3152) срок рассмотрения настоящего дела продлен, рассмотрение дела отложено. В соответствии с определениями от 08.08.2013 (исх. № 05-4882), от 25.09.2013 (исх. № 05-6109/ЕИ) рассмотрение дела отложено, дело назначено к рассмотрению на 30.10.2013.
На заседании комиссии представитель заявителя поддержал требования, изложенные в заявлении, указав на наличие в действиях ОАО "М" нарушений Правил технологического присоединения. Указанные действия привели к ущемлению прав ООО "С" и возникновению ущерба в размере, определенном Обществом в представленных в материалы настоящего дела пояснениях (письмо ООО "С" от 30.07.2013 исх. № 2591).
Согласно пояснениям ОАО "М" для подготовки договора и технических условий филиалу ОАО "М" - "Х" необходимо было согласовать проект технических условий с филиалом ОАО "СЕ" "ХР", исполнительным аппаратом ОАО "М", направить заявку на отбор мощности в вышестоящую сетевую организацию, а также направить пакет документов в Госкомтарифэнерго Хакасии для установления размера платы за технологическое присоединение.
Представители ОАО "М" в ходе заседания комиссии пояснили, что пакет документов для утверждения размера платы за технологическое присоединение ПС 110/35/10/6 кВ "Ч" был направлен в Госкомтарифэнерго Хакасии 09.06.2012 (письмом № 1.7/19.2/1771-исх). 08.08.2012 (приказом Госкомтарифэнерго Хакасии № 84-п) размер платы был утвержден и далее начался процесс согласования технических условий с системным оператором и исполнительным аппаратом ОАО "М". После продолжительного согласования с исполнительным аппаратом ОАО "М", "ХР" и неоднократного устранения замечаний проект договора был согласован 20.12.2012 и направлен в ООО "С" письмом от 25.12.2012 (№ 1.7/19.2/4111 - исх).
Длительность сроков согласования технических условий с системным оператором обусловлена тем, что технические условия согласовывались исполнительным аппаратом ОАО "М" путем переписки.
Филиалом ОАО "М" - "Х" в материалы дела представлены письменные возражения относительно расчета размера ущерба, предоставленного ООО "С", согласно доводам, изложенным в пояснениях от 26.08.2013 (исх. № 1.7/29.1/2892 - исх), данный расчет "Х" считает необоснованным и полагает, что убытки ООО "С" не понесло.
На заседании комиссии 30.10.2013 представитель ОАО "М" пояснил, что договор до настоящего времени не заключен, протокол разногласий к договору № 20.1900.593.12 рассматривался сетевой организацией, однако в связи со сменой руководства до настоящего времени протокол от 22.02.2013 не рассмотрен и не подписан ОАО "М".
Из пояснений лиц, участвующих в рассмотрении настоящего дела, имеющихся в материалах дела информации и доказательств, комиссией Хакасского УФАС России по рассмотрению дела № 5-А-Т-13 установлено следующее.
26.02.2010 (№ 36/36-507) ООО "С" обратилось в ОАО "М" с заявкой на технологическое присоединение, в соответствии с которой ООО "С" просит выдать технические условия и заключить договор на технологическое присоединение к сетям филиала ОАО "М" - "Х" по стороне 110 кВ ЛЭП-С-341. Согласно заявке планируется увеличение присоединенной мощности на 6 МВА на ГПП 110/35/10-6 кВ "Ч" (замена силового трансформатора № 1). Заявка поступила в "Х" 27.02.2010 (вх. № 1.7/11.1/206).
04.03.2010 (письмом № 1.7/03-949) ОАО "М" сообщило, что в дополнение к вышеуказанной заявке ООО "С" необходимо предоставить документы согласно п. 10 Правил технологического присоединения.
16.04.2010 ООО "С" направило ОАО "М" недостающие документы согласно п. 10 Правил технологического присоединения для рассмотрения вышеуказанной заявки (поступили в адрес "Х" 20.04.2010, вх. № 1.7/03/158).
23.04.2010 ОАО "М" направило в адрес ООО "С" письмо (№ 1.7/03-1620) "О корректировке заявки на тех. присоединение", дополнительно направив новую форму заявки на технологическое присоединение к сетям ОАО "М".
25.05.2010 ООО "С" направило откорректированную заявку на технологическое присоединение по стороне 110 кВ ЛЭП-С-341 к сетям филиала ОАО "М" в связи с увеличением присоединенной мощности на 6 МВА на ГПП 110/35/10-6 кВ "Ч" (замена силового трансформатора № 1). Согласно сопроводительному письму № 36/36-1275 ООО "С" повторно просит выдать технические условия и заключить договор технологического присоединения (заявка поступила в "Х" 25.05.2010). В соответствии с заявкой наименование присоединяемых энергопринимающих устройств: ТП 110/35/10-6 кВ "Ч"; причина обращения - увеличение мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств, замена силового трансформатора 10000 кВА на силовой трансформатор 16000 кВА - 1 шт.
28 мая 2010 года ОАО "М" письмом № 1.7/03-2090 сообщило, что ООО "С" в соответствии с Правилами технологического присоединения необходимо дополнить заявку недостающими сведениями. До предоставления таких сведений работы по заявке ООО "С" приостановлены.
Письмом от 25.01.2011 (№ 36/36-177) ООО "С" направило дополнительную информацию, согласно письму филиала ОАО "М" - "Х" от 27.10.2010 № 1.7/01-4251, представив запрашиваемые информацию и документы, необходимые для заключения договора технологического присоединения. Указанное письмо ООО "С", поступившее в адрес "Х" 26.01.2011, также содержит требование о подготовке и направлении в адрес ООО "С" проекта договора на технологическое присоединение и технических условий в установленные Правилами технологического присоединения сроки.
08.02.2012 в Хакасское УФАС России поступило заявление ООО "С" о нарушении ОАО "М" части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. По результатам рассмотрения данного заявления, в связи с наличием в действиях ОАО "М", выразившихся в необоснованном уклонении от заключения договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "С" путем нарушения сроков рассмотрения заявки ООО "С" от 25.05.2010 и дополнительных документов к заявке в соответствии с письмом ООО "С" от 25.01.2011 (№ 36/36-177), признаков нарушения антимонопольного законодательства, Хакасским УФАС России 06.03.2012 выдано предупреждение ОАО "М" о прекращении таких действий (бездействия) путем направления в адрес ООО "С" проекта договора на оказание услуг по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающего устройства, расположенного по адресу: <...>, Трансформаторная подстанция 110/35/10-6кВ "Ч", а также технических условий в соответствии с заявкой ООО "С" и Правилами технологического присоединения в срок до 06.04.2012.
Письмом от 05.04.2012 (№ 1.7/19.2/1010-исх) "О согласовании ТУ (ООО "С") ОАО "М" направляет в филиал ОАО "СЕ" "Р" (далее также системный оператор, "ХР") технические условия для согласования (получены системным оператором 06.04.2012).
Письмом от 06.04.2012 № Р61-б-II-1922-435 системным оператором в адрес "Х" направлены согласованные технические условия на технологическое присоединение силового трансформатора мощностью 16 МВА взамен существующего трансформатора ГТ 10 МВА на ПС 110 кВ "ЧЦ".
06.04.2012 (исх. № 1.7/19.2/1013-исх) в адрес ООО "С" направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения. На момент направления проекта договора ОАО "М" в адрес регулирующего органа за установлением платы за технологическое присоединение не обращался.
09.04.2012 (б/н) в Хакасское УФАС России поступила информация ОАО "М" об исполнении предупреждения от 06.03.2012 (№ 05-951), согласно которой в адрес ООО "С" 06.04.2012 сопроводительным письмом № 1.7/19.2/1013-исх. направлен подписанный со стороны ОАО "М" договор об осуществлении технологического присоединения силового трансформатора мощностью 16 МВА взамен существующего трансформатора ГТ 10 МВА на ПС 110 кВ "Ч".
04.05.2012 письмом № 36/1405 "О проекте договора об осуществлении технологического присоединения" ООО "С" направило в адрес "Х" мотивированный отказ от подписания проекта договора в соответствии с пунктом 15 Правил технологического присоединения (в том числе к проекту договора не приложено решение уполномоченного органа об установлении размера платы за технологическое присоединение). Указанное письмо поступило в адрес филиала 05.05.2012 (вх. № 1.7/2442).
22.05.2012 (исх. № 1.7/19.2/1495) "О проекте договора об осуществлении технологического присоединения" в ответ на № 36/1405 от 04.05.2012 "Х" направляет откорректированный проект договора в соответствии с замечаниями ООО "С". Согласно сопроводительному письму, в соответствии с приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике РХ от 16.05.2011 № 30П плата за технологическое присоединение на напряжение свыше 35 кВ, осуществляется в соответствии с "Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям", утвержденными Приказом ФСТ России от 30.11.2010 № 365-э/5 (далее также Методические указания); в настоящее время ОАО "М" - "Х" готовит пакет документов для расчета индивидуального тарифа и планирует направить его в Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия до 23.05.2012. После утверждения платы в адрес ООО "С" будет направлено дополнительное соглашение с указанием размера платы в соответствии с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии.
09.06.2012 (№ 1.7/19.2/1771-исх) филиал "Х" обращается в Госкомтарифэнерго Хакасии за установлением платы за технологическое присоединение. Уведомление в адрес ООО "С" о направлении заявления об установлении платы в соответствии с п. 30.2 Правил технологического присоединения ОАО "М" не направлялось.
Приказом Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 08.08.2012 № 84-п утверждена плата за технологическое присоединение ПС 110/35/10/6 кВ "ЧЦ" ООО "С" к электрическим сетям филиала ОАО "М" - "Х". 09.08.2012 (№ ГКТЭ-1981/П) копия указанного приказа направлена в "Х".
03.09.2012 (№ 1.7/1092) филиал "Х" в адрес ОАО "М" в связи с заключением договоров об осуществлении технологического присоединения объектов ООО "С" (увеличение присоединенной мощности) направляются на согласование технические условия на технологическое присоединение данных электроустановок.
В период с 03.09.2012 по 13.12.2012 возобновляется подготовка и согласование технических условий и проекта договора в ОАО "М" (с исполнительным аппаратом) и "ХР". 10.12.2012 "Х" письмом № 1.7/19.2/3903-исх ТУ направляются в "ХР" (согласованные системным оператором ТУ получены "Х" 13.12.2013, вх. № 1.7/5489).
Письмом от 25.12.2012 (№ 1.7/19.2/4111-исх) филиалом ОАО "М" - "Х" в адрес ООО "С" направлен проект договора об осуществлении технологического присоединения для подписания с приложением копии приказа об утверждении платы за технологическое присоединение. "Х" просит считать ранее направленный проект договора (письмо от 06.04.2012) недействительным и вернуть в адрес филиала данные оферты договоров.
21.02.2013 (№ 36/650) ООО "С" направило в адрес филиала ОАО "М" - "Х" подписанный экземпляр договора и два экземпляра протокола разногласий к договору об осуществлении технологического присоединения № 20.1900.593.12. Указанные документы поступили в адрес филиала "Х" 22.02.2013 (№ 1.7/773-вх).
25.03.2013 (письмо "Х" № 1.7/19.2/967-исх "О согласовании изменений в ТУ") возобновляется процедура согласования ТУ с системным оператором.
В соответствии с пояснениями представителя ОАО "М" в заседании комиссии 30.10.2013, 27 мая 2013 г. поступили согласованные технические условия (изменения в технические условия) на технологическое присоединение ПС "Ч". Однако в связи со сменой руководства до настоящего времени протокол ООО "С" от 22.02.2013 не рассмотрен и не подписан.
Исследовав представленную информацию, оценив имеющиеся в материалах дела документы и доказательства, Комиссия Хакасского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно статье 3 Федерального закона от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ "О естественных монополиях" под естественной монополией понимается состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона № 147-ФЗ данным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе, в сфере услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 3 Закона об электроэнергетике под услугой по передаче электрической энергии понимается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
Технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии. Ввиду единства технологического процесса по передаче электроэнергии рынок услуг по передаче электрической энергии и рынок по предоставлению услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств к электрическим сетям следует рассматривать как единый рынок.
В силу статьи 5 Закона о защите конкуренции ОАО "М" является субъектом естественной монополии и занимает доминирующее положение на указанном товарном рынке. Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.05.2008 № 179-э ОАО "М" включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, раздел I Реестра "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии", под регистрационным номером 24.1.58. Приказом от 19.12.1997 № 127/8 ОАО "Х" включено в указанный раздел Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, регистрационный номер 19.1.1. Постановлением Государственного комитета по тарифам РХ № 18 от 27.03.2008 года филиал ОАО "М" - "Х" включено в раздел III "Услуги по передаче и распределению электрической энергии" Реестра энергоснабжающих организаций Республики Хакасия, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль. Соответственно ОАО "М", являющаяся сетевой организацией, оказывающей в том числе услуги по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям, является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке передачи электрической энергии в границах электрических сетей, принадлежащих ОАО "М". На определение о назначении дела к рассмотрению от 08.04.2013 (исх. № 05-1880) ОАО "М" представлены документы, подтверждающие право владения Обществом соответствующими объектами электросетевого хозяйства.
ОАО "М" не предоставило в антимонопольный орган доказательств, а также не привело доводов в подтверждение того, что его положение не может быть признано доминирующим; общество не возражало, что занимаемое им положение является доминирующим на названном товарном рынке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Согласно пункту 2 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее - Правила), действие данных Правил распространяется на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, присоединенная мощность которых увеличивается, а также на случаи, при которых в отношении ранее присоединенных энергопринимающих устройств изменяются категория надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности, не влекущие пересмотр величины присоединенной мощности, но изменяющие схему внешнего электроснабжения таких энергопринимающих устройств.
Названными Правилами установлено, что любые лица имеют право на технологическое присоединение построенных ими линий электропередачи к электрическим сетям в соответствии с Правилами. Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил и наличии технической возможности технологического присоединения (пункты 3, 4 Правил).
В силу пункта 6 Правил технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные данными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Пунктом 7 Правил установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя соответствующие этапы. При этом пунктом 18 Правил предусмотрен перечень мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пунктом 15 Правил сетевая организация обязана направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение тридцати дней со дня получения заявки, а при отсутствии сведений и документов, указанных в пунктах 9, 10 и 12 - 14 Правил - уведомить об этом заявителя в течение шести рабочих дней со дня получения заявки и направить заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение тридцати дней со дня получения недостающих сведений.
При сложном характере технологического присоединения (при присоединении объектов по производству электрической энергии, максимальная мощность которых превышает 5 МВт, или энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которых превышает 750 кВА) указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором. В этом случае заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. При этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора в 2 экземплярах и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором (абз. 6 п. 15 Правил).
Согласно пункту 21 Правил сетевая организация в целях подготовки технических условий: в течение пяти рабочих дней со дня получения заявки направляет ее копию на рассмотрение системному оператору; в течение десяти рабочих дней со дня получения заявки направляет в вышестоящую сетевую организацию информацию о планируемом технологическом присоединении, содержащую указание на присоединенную и максимальную мощность, характер нагрузки, категорию надежности электроснабжения. В свою очередь, системный оператор в течение пятнадцати дней со дня получения проекта технических условий от сетевой организации рассматривает заявку и согласовывает технические условия на технологическое присоединение в отношении генераторов, установленная мощность которых превышает 5 МВт, и энергопринимающих устройств, присоединяемая мощность которых превышает 750 кВА (в ред. от 04.05.2012, действовавшей с 12.06.2012 установленная мощность которых превышает 5 МВт, и энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет не менее 670 кВт).
В силу пункта 28 Правил критерием наличия технической возможности технологического присоединения является, в том числе, отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
Согласно пункту 30.1 Правил в случае, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, сетевая организация в тридцатидневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. К заявлению об установлении платы помимо прочего прилагаются индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором.
Уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов утверждает плату за технологическое присоединение по индивидуальному проекту с разбивкой стоимости по каждому мероприятию, необходимому для осуществления технологического) присоединения по индивидуальному проекту, в течение 30 рабочих дней со дня поступления заявления об установлении платы (пункт 30.3 Правил).
В соответствии с п. 30.4 Правил сетевая организация направляет заявителю проект договора, индивидуальные технические условия (в случае, если индивидуальные технические условия в соответствии с настоящими Правилами подлежат согласованию с системным оператором, - индивидуальные технические условия, согласованные с системным оператором), являющиеся неотъемлемым приложением к этому договору, а также решение уполномоченного органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов об утверждении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения.
В силу пункта 30.5 Правил в случае, если для осуществления технологического присоединения энергопринимающего устройства заявителя по индивидуальному проекту сетевой организации необходимо осуществление строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства и при этом сетевой организации необходимо подать заявку на осуществление технологического присоединения в вышестоящую сетевую организацию, срок направления сетевой организацией заявителю проекта договора, индивидуальных технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору, и расчета платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту продлевается на срок, установленный для заключения договора с вышестоящей сетевой организацией, и на срок расчета уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, определяемой для вышестоящей сетевой организации в отношении объектов указанного заявителя.
Согласно материалам дела в адрес филиала ОАО "М - "Х" 25.05.2010 поступила откорректированная заявка на технологическое присоединение в соответствии с новой формой в связи с увеличением присоединенной мощности на 6 МВА на ГПП 110/35/10-6 кВ "Ч" (замена силового трансформатора № 1).
На письмо ОАО "М" от 28 мая 2010 года (№ 1.7/03-2090) о предоставлении недостающих сведений, ООО "С" письмом от 25.01.2011 (поступило в адрес "Х" 26.01.2011) направляет запрошенную ОАО "М" информацию в полном объеме для заключения договора, обращаясь в сетевую организацию с требованием подготовить и направить в ООО "С" проект договора и технические условия на технологическое присоединение в установленные Правилами технологического присоединения сроки.
Каких-либо замечаний, писем от ОАО "М" на письмо ООО "С" от 25.01.2011 (№ 36/396-177) до выдачи предупреждения Хакасским УФАС России 06.03.2012 в адрес заявителя не поступало.
ОАО "М" в материалы дела не представлено доказательств надлежащего рассмотрения заявки ООО "С" (с поступившими в адрес "Х" 26.01.2011 дополнительными документами) в соответствии с требованиями Правил технологического присоединения, в том числе в части направления копии заявки ООО "С" системному оператору (в течение 5 рабочих дней с даты ее поступления), информации о планируемом технологическом присоединении в вышестоящую сетевую организацию (в течение 10 рабочих дней с даты получения заявки); о подготовке и направлении проекта технических условий на согласование системному оператору; об уведомлении заявителя об увеличении срока направления проекта договора на срок согласования ТУ с системным оператором; об обращении с заявлением в уполномоченный орган в целях утверждения платы за технологическое присоединение, совершении иных действий во исполнение поступившей в адрес сетевой организации заявки ООО "С", до выдачи Хакасским УФАС России предупреждения от 06.03.2012.
Вместе с тем, согласно Правилам технологического присоединения (п. 15) сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение; а в случае уведомления заявителя об отсутствии необходимых сведений - в течение тридцати дней со дня получения таких сведений; при сложном характере технологического присоединения указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором, при этом заявитель уведомляется об увеличении срока и дате его завершения. Подписанный со стороны сетевой организации проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, направляются в таком случае не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором. Также пунктом 21 Правил предусмотрены действия сетевой организации в целях подготовки технических условий; пунктом 30.1 предусмотрены сроки обращения в уполномоченный орган с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение.
Как следует из материалов дела, подписанный со стороны "Х" проект договора (без оплаты за технологическое присоединение) был направлен в ООО "С" письмом от 06.04.2012 (№ 1.7/19.2/1013-исх), о чем ОАО "М" сообщило в Хакасское УФАС России во исполнение предупреждения от 06.03.2012 (№ 05-951) письмом от 09.04.2012.
В целях исполнения предупреждения ОАО "М" в установленный срок необходимо было направить в адрес заявителя (ООО "С") проект договора на оказание услуг по технологическому присоединению, а также технические условия в соответствии с заявкой ООО "С" и Правилами технологического присоединения.
В то же время из материалов дела следует, что направленный в адрес ООО "С" проект договора не соответствовал Правилам технологического присоединения, поскольку согласно п. 16 Правил договор должен содержать, в том числе в качестве существенного условия размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики. Вместе с тем, за установлением платы ОАО "М" обратилось лишь 09.06.2012.
Копию заявки на технологическое присоединение, а также технические условия на согласование системному оператору "Х" направляет только 05.04.2012, в то время как предупреждение Хакасского УФАС России получено ОАО "М" 11.03.2012.
Учитывая изложенное комиссия Хакасского УФАС России приходит к выводу, что ОАО "М" предупреждение Хакасского УФАС России от 06.03.2012 не исполнено.
При этом в адрес Хакасского УФАС России от ОАО "М" не поступало ходатайств о продлении срока выполнения предупреждения Хакасского УФАС России от 06.03.2012 в соответствии с ч. 5 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, в том время как указанной нормой, а также п. 3.2 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 14.12.2011 № 874, по мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Кроме того, в исполнительный аппарат ОАО "М" на согласование технические условия на технологическое присоединение электроустановок ООО "С" филиал "Х" направляет лишь 03.09.2012 (№ 1.7/1092).
То есть фактически возобновляется процесс подготовки и согласования технических условий (в том числе с исполнительным аппаратом ОАО "М"), который продолжается по 08.12.2012, когда от "М" получены согласованные ТУ, которые в свою очередь вновь направляются в "ХР" на согласование. При этом в ходе их подготовки технические условия уже были согласованы системным оператором 06.04.2013 (№ Р-61-бII-19.2.2-435 "О согласовании ТУ (ООО "С").
Также ОАО "М" не представлено в материалы дела доказательств соблюдения Обществом пункта 21 Правил в части направления информации по заявке ООО "С" в вышестоящую сетевую организацию (ВСО) (Правилами установлен 10-дневный срок для направления в ВСО в целях подготовки технических условий информации о планируемом технологическом присоединении с указанием необходимых сведений). Согласно пояснениям представителей ОАО "М" в заседании комиссии такая информация в установленный срок не направлялась.
Согласно пояснениям ОАО "М" от 17.05.2013 (исх. № 1.7/19/1031) для подготовки договора и технических условий "Х" было необходимо согласовать проект технических условий в "ХР", исполнительном аппарате ОАО "М", направить заявку на отбор мощности в вышестоящую сетевую организацию, а также направить пакет документов в Госкомтарифэнерго Хакасии для установления размера платы за технологическое присоединение. Указанная заявка в вышестоящую сетевую организацию (№ 1/19/1254-исх) направлена 29.05.2012.
Также комиссия по рассмотрению настоящего дела приходит к выводу, что ОАО "М" нарушены сроки и порядок обращения в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение, что в свою очередь привело к нарушению сроков направления заявителю соответствующего Правилам проекта договора об осуществлении технологического присоединения.
В соответствии с пунктом 17 Правил размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом исполнительной власти в области и государственного регулирования тарифов.
Методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФСТ РФ от 30.11.2010 № 365-э/5 (со сроком действия до 10.12.2012) определены основные положения по расчету размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - Устройства) к объектам электросетевого хозяйства (далее - плата за технологическое присоединение) сетевых организаций, и предназначены для использования Федеральной службой по тарифам (далее - Служба), органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, сетевыми организациями, а также лицами, обратившимися к сетевым организациям с заявками на технологическое присоединение Устройств к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций (далее - Заявители).
Размер платы за технологическое присоединение к территориальным распределительным сетям устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с разделами II, III и IV Методических указаний.
Согласно п. 3 действовавшего приказа Госкомтарифэнерго Хакасии от 16.05.2011 № 30-п "Об утверждении размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям филиала ОАО "М" - "Х", размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям на уровне напряжения не ниже 35 кВ и (или) мощности не менее 10000 кВА определяется в соответствии с пунктом 15 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30 ноября 2010 года № 365-э/5.
При этом за установлением платы филиал ОАО "М" - "Х" обращается лишь 09.06.2012 (№ 1.7/19.2/1771-исх "О направлении материалов для установления тарифа"). В то время как согласно пункту 15 Правил сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора об осуществлении технологического присоединения и технические условия как неотъемлемое приложение к договору в течение 30 дней со дня получения заявки, а при присоединении по индивидуальному проекту - со дня утверждения размера платы за технологическое присоединение уполномоченным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Указанный срок по инициативе сетевой организации может быть увеличен на срок согласования технических условий с системным оператором, при этом сетевая организация направляет заявителю для подписания заполненный и подписанный ею проект договора и технические условия как неотъемлемое приложение к договору, согласованные с системным оператором, не позднее 3 рабочих дней со дня их согласования с системным оператором.
Как следует из материалов дела технические условия направлены системному оператору 05.04.2012. При этом согласованные "ХР" технические условия на технологическое присоединение электроустановок ООО "С" поступили в адрес филиала 06.04.2012. В то же время вплоть до 09.06.2012 ОАО "М" за установлением размера платы за технологическое присоединение не обращалось, направив на мотивированное требование ООО "С" от 04.05.2012 (№ 36/1405) о приведении проекта договора в соответствие с требованиями Правил технологического присоединения откорректированный проект договора без установленного размера платы с уведомлением заявителя о том, что "Х" готовит пакет документов и планирует направить его в Госкомтарифэнерго Хакасии до 23.05.2012 (письмо от 22.05.2012 № 1.7/19.2/1495-исх), а также о том, что после утверждения тарифа в соответствии с п. 30.4 Правил технологического присоединения в адрес ООО "С" будет направлено дополнительное соглашение с указанием размера платы в соответствии с приказом Госкомтарифэнерго Хакасии.
Кроме того, ООО "С" не было уведомлено о направлении заявления в Госкомтарифэнерго Хакасии об установлении размера платы за технологическое присоединение, что является нарушением п. 30.2 Правил технологического присоединения.
Основанием для установления платы по индивидуальному проекту, как следует в том числе из письма ОАО "М" от 22.05.2012 № 1.7/19.2/1495-исх, является осуществление технологического присоединения на уровне напряжения не ниже 35 кВ и мощности не менее 10000 кВт. Согласно протоколу № 67 заседания Правления Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия от 08.08.2012 расчеты выполнены в соответствии с разделом II Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 № 365-э/5, так как технологическое присоединение производится на уровне напряжения не ниже 35 кВ и мощности не менее 10000 кВА. В состав платы в соответствии с разделом II Методических указаний включаются расходы сетевой организации на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики по мероприятиям, которые необходимо осуществить в зависимости от способа технологического присоединения.
При этом инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (электрической) сети, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности Устройств, присоединенных ранее, не учитываются при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Размер платы за технологическое присоединение объектов электросетевого хозяйства ООО "С" к электрическим сетям ОАО "М" - "Х" утвержден и действует с 8 августа 2012 года. Проект договора с приложением решения уполномоченного органа об утверждении размера платы за технологическое присоединение в установленный срок (не позднее 3 рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения) в адрес ООО "С" не направлен, что свидетельствует о нарушении п. 30.4 Правил технологического присоединения.
Кроме того, пунктом 15 Правил предусмотрены, в том числе обязанность и срок уведомления заявителя о ходе рассмотрения заявки на осуществление технологического присоединения (при увеличении срока направления проекта договора по инициативе сетевой организации на срок согласования технических условий с системным оператором). В таком случае заявитель уведомляется об увеличении срока и о дате его завершения.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, ООО "С" не было уведомлено об увеличении тридцатидневного срока направления проекта договора в связи с необходимостью согласования технических условий с системным оператором, а также о дате завершения согласования.
Технические условия на технологическое присоединение объектов ООО "С" согласованы системным оператором 06.04.2012; повторное согласование (после продолжительного согласования с Исполнительным аппаратом ОАО "М") - 13.12.2012 (№ 1.7/5489-вх от 13.12.2012). Проект договора с приложением технических условий, согласованных системным оператором, с приложением решения об утверждении размера платы за технологическое присоединение направляется в адрес ООО "С" 25.12.2012 (№ 1.7/19.2/4111-исх), в то время как согласно Правилам (абз. 6 п. 15), указанный проект договора и согласованные ТУ должны быть направлены заявителю для подписания не позднее 3-х рабочих дней со дня их согласования системным оператором.
При этом направленный заявителю 06.04.2012 проект договора не соответствовал Правилам технологического присоединения, поскольку, как установлено п. 16 Правил технологического присоединения, проект договора не содержал, в том числе в качестве существенного условия размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики.
На указанный проект договора ООО "С" в адрес сетевой организации в соответствии с п. 15 Правил технологического присоединения 04.05.2012 направлен мотивированный отказ от подписания проекта договора в связи с его несоответствием Правилам технологического присоединения и с требованием приведения проекта договора в соответствие с данными Правилами с учетом замечаний ООО "С". Данное требование получено сетевой организацией 05.05.2012 (вх. № 1.7/1857).
При этом "Х" также нарушены положения п. 15 Правил технологического присоединения в части обязанности сетевой организации привести проект договора в соответствие с настоящими Правилами в течение 5 рабочих дней с даты получения такого требования заявителя о приведении проекта договора в соответствие с Правилами технологического присоединения, и представить заявителю новую редакцию проекта договора для подписания, а также технические условия как неотъемлемое приложение к договору. Соответственно сетевая организация обязана была привести проект договора в соответствие с Правилами технологического присоединения не позднее 15.05.2012 и направить заявителю новую редакцию договора.
Как следует из материалов дела подписанный со стороны ООО "С" экземпляр договора и два экземпляра протокола разногласий к договору об осуществлении технологического присоединения получен филиалом "Х" 22.02.2013 (№ 1.7/773-вх).
Согласно пояснениям представителей ОАО "М" в заседании комиссии 30.10.2013, указанный протокол разногласий в связи со сменой руководства до настоящего времени не рассмотрен и не подписан.
Кроме того, на заседании комиссии 30.10.2013 представителем ООО "С" в материалы дела предоставлено письмо филиала ОАО "М" - "Х" от 24.01.2013 № 1.7/19.2/190-исх "Об отзыве договора на технологическое присоединение", из которого следует, что ранее направленный проект договора об осуществлении технологического присоединения силового трансформатора мощностью 16 МВА взамен существующего трансформатора ГТ 10 МВА на ПС 110 кВ "Ч" филиалом отзывается. Согласно указанному письму ООО "С" предложено оформить новую заявку в соответствии с Правилами технологического присоединения.
Действия ОАО "М", в том числе нарушение сроков направления заявки на технологическое присоединение системному оператору в целях подготовки технических условий; порядка, сроков подготовки и направления на согласование системному оператору технических условий; не направление в установленный срок информации о планируемом технологическом присоединении в вышестоящую сетевую организацию; нарушение сроков обращения в орган регулирования за установлением размера платы за осуществление технологического присоединения; отсутствие уведомления заявителя об увеличении срока на срок согласования ТУ с системным оператором, а также о дате его завершения, - в свою очередь повлекли нарушение порядка и сроков направления ООО "С" проекта и заключения договора об осуществлении технологического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям ОАО "М", что в свою очередь привело к затягиванию исполнения иных мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с пояснениями представителей ОАО "М" заявка на технологическое присоединение подписана не уполномоченным лицом, доверенностями не установлены надлежащие полномочия.
Комиссия отклоняет данный довод ответчика с учетом, в том числе тех обстоятельств, что п. 15 Правил предусмотрено уведомление заявителя в 6-дневный срок с даты получения заявки об отсутствии предусмотренных соответствующими пунктами Правил необходимых сведений и документов, при этом материалы дела не содержат доказательств направления сетевой организацией такого уведомления (в отношении полномочий представителя заявителя) в отношении заявки ООО "С", заявка ООО "С" согласно материалам дела впоследствии была направлена в адрес системного оператора в целях подготовки проекта технических условий, фактически ОАО "М" заявка принята в работу, в адрес заявителя направлялся проект договора, подписанный со стороны сетевой организации (с нарушением Правил технологического присоединения).
Согласно пояснениям ОАО "М" для подготовки договора и технических условий "Х" необходимо было согласовать проект технических условий в "Р", исполнительном аппарате ОАО "М", направить заявку на отбор мощности в вышестоящую сетевую организацию, а также направить пакет документов в Госкомтарифэнерго Хакасии для установления размера платы за технологическое присоединение. Причина длительного срока согласования технических условий с системным оператором (повторного согласования), длительного срока для направления подписанного со стороны сетевой организации проекта договора об осуществлении технологического присоединения с согласованными техническими условиями и установленным размером платы за технологическое присоединение заключается в том, что технические условия и проект договора согласовывались с исполнительным аппаратом ОАО "М" путем переписки.
В соответствии со Стандартом организации Корпоративная интегрированная система менеджмента ОАО "М" "Технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям" (регламент) СО 3.079/0 проекты договоров технологического присоединения с максимальной мощностью более 1 МВт (МВА) и/или напряжением в точке присоединения 35 кВ и выше к электрической сети "М" проходят финансово-правовую экспертизу в филиале и департаменте перспективного развития и технологического присоединения исполнительного аппарата ОАО "М" в программном комплексе SAP. Вместе с тем указанные согласования не должны влиять на срок направления заявителю проекта договора и соблюдения сроков, установленных Правилами.
Комиссия также отклоняет довод представителей ОАО "М" со ссылкой на пункт 41 Правил технологического присоединения о том, что заявка ООО "С" не обусловлена объективными причинами; довод относительно того, какова целесообразность осуществления технологического присоединения, в том числе с учетом того, что заявка ОАО "М" от 13.05.2013 была отозвана письмом от 14.06.2013 (№ 1/19/1233-исх).
Пункт 41 Правил устанавливает обязанность подачи заявки на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в установленных случаях и не содержит ограничений права сетевой организации на подачу заявки на технологическое присоединение, при этом указанным пунктом, равно как и Правилами в целом не предусмотрено право сетевой организации на отказ от заключения договора и выполнения соответствующих мероприятий по технологическому присоединению по такому основанию. Напротив, сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора. Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличия технической возможности технологического присоединения.
Действие Правил технологического присоединения распространяется, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию, ранее присоединенных реконструируемых энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых увеличивается. В соответствии с заявкой ООО "С" от 25.05.2010 заявителем планировалась замена силового трансформатора 10000 кВА на силовой трансформатор 16000 кВА, в результате чего происходит увеличение мощности ранее присоединенной ГПП 110/35/10-6кВ "Ч", что послужило причиной обращения с заявкой на технологическое присоединение.
В ходе рассмотрения дела комиссия Хакасского УФАС России в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией, утвержденным Приказом ФАС РФ от 17.01.2007 № 5 установила доминирующее положение ОАО "М" на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО "М" и расположенных на территории Республики Хакасия.
В соответствии со статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускается злоупотребление доминирующим положением на рынке. В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Поскольку действия (бездействие) ОАО "М", выразившееся в нарушении порядка и сроков проведения мероприятий по технологическому присоединению ГПП 110/35/10-6кВ "Ч", ущемляют интересы ООО "С", данные действия ОАО "М" следует квалифицировать как злоупотребление доминирующим положением.
Оценив доказательства и доводы, представленные лицами, участвующими в деле, комиссия Хакасского УФАС России считает, что в действиях ОАО "М" установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, пунктов 15, 21, 30.1, 30.2, 30.4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861.
В соответствии с пояснениями ООО "С" действия ОАО "М" привели к возникновению ущерба в размере, определенном Обществом в представленных в материалы настоящего дела документах. Согласно пояснениям и расчету, представленным письмом от 30.07.2013 № 2591 ущерб ООО "С" в результате не осуществления технологического присоединения ПС "Ч" составил 66753880 руб. (не получение денежных средств от реализации услуг по технологическому присоединению ПС-35 Кирзавод - Новая, принадлежащей ОАО "М").
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Комиссия Хакасского УФАС России определениями от 30.05.2013 и от 08.08.2013 запрашивало у заявителя соответствующую информацию о наличии и размере ущерба, понесенного Обществом с необходимым документальным подтверждением. Вместе с тем Обществом в материалы дела такого документального подтверждения не представлено, в том числе в отношении поступивших в адрес ООО "С" заявок на технологическое присоединение, что ООО "С" заключен (был бы заключен) договор об осуществлении технологического присоединения с ОАО "М" и получен доход от реализации услуг по данному технологическому присоединению, т.о. наличие убытков в указанном ООО "С" размере материалами дела не подтверждено.
В силу положений статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган осуществляет, в том числе следующие полномочия: возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выдает в случаях, указанных в настоящем законе, хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания.
С учетом материалов настоящего дела, в том числе письма ОАО "М" от 24.01.2013 № 1.7/19.2/190-исх, комиссия приходит к выводу о необходимости выдачи ОАО "М" предписания.
Основания для прекращения рассмотрения дела, предусмотренные частью 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, отсутствуют.
Учитывая изложенное, комиссия управления по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства, руководствуясь частью 1 статьи 10, статьей 23, частью 1 статьи 39, статьями 41, 49 Закона о защите конкуренции,
решила:
1. Признать положение, занимаемое ОАО "М" на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в границах электрических сетей в пределах объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих ОАО "М", расположенных на территории Республики Хакасия, доминирующим.
2. Признать ОАО "М" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции", а также пункты 15, 21, 30.1, 30.2, 30.4 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, которые в свою очередь повлекли нарушение порядка и сроков направления ООО "С" проекта договора об осуществлении технологического присоединения ГПП 110/35/10-6 кВ "Ч", в части нарушения ОАО "М":
- нарушения порядка направления заявки ООО "С", проекта технических условий на технологическое присоединение ГПП 110/35/10-6 кВ "Ч" системному оператору;
- нарушения порядка, сроков обращения в уполномоченный орган исполнительной, власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение; отсутствие уведомления заявителя о направлении заявления об установлении размера платы за технологическое присоединение;
- не направление в установленный срок информации о планируемом технологическом присоединении в вышестоящую сетевую организацию;
- не уведомление заявителя об увеличении срока направления проекта договора на срок согласования технических условий с системным оператором, а также о дате его завершения.
3. Выдать ОАО "М" предписание о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением, для чего направить в адрес ООО "С" подписанный со стороны ОАО "М" проект договора на технологическое присоединение в связи с увеличением присоединенной мощности на 6 МВА на ГПП 110/35/10-6 кВ "Ч" в соответствии с Правилами технологического присоединения с учетом имеющихся согласованных с системным оператором и Исполнительным аппаратом ОАО "М" технических условий по данному технологическому присоединению, установленного приказом Госкомтарифэнерго Хакасии от 08.08.2012 № 84-п размера платы за технологическое присоединение, в сроки, установленные Правилами технологического присоединения.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня принятия в Арбитражный суд Республики Хакасия.
Председатель комиссии
О.В.ШИРОКОВА
Члены комиссии
Е.А.ИСАКОВА
К.О.КЫЖИНАЕВ
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: