Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Республики Хакасия от 13.12.2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца 5 пункта 3.1 Положения о государственном природном зоологическом заказнике "Боградский", абзаца 5 пункта 3.1 Положения о государственном природном зоологическом заказнике "Июсский", утв. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14.08.2000 N 146 >



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2013 года

Верховный Суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Соколовой И.С.,
с участием прокурора Васичкиной О.А.,
представителей Правительства Республики Хакасия Кунучакова В.Г., Тарасенко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании абзаца 5 пункта 3.1 Положения о государственном природном зоологическом заказнике "Боградский", абзаца 5 пункта 3.1 Положения о государственном природном зоологическом заказнике "Июсский", утвержденных Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 года № 146 (с изменениями от 14 ноября 2012 года), противоречащими федеральному законодательству, недействующими,

установил:

Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании абзаца 5 пункта 3.1 Положения о государственном природном зоологическом заказнике "Боградский", абзаца 5 пункта 3.1 Положения о государственном природном зоологическом заказнике "Июсский", утвержденных Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 года № 146 (с изменениями от 14 ноября 2012 года), противоречащими федеральному законодательству, недействующими, ссылаясь на то, что предоставленное оспариваемыми нормами право граждан осуществлять вырубку лесных насаждений для собственных нужд на территории заказников противоречит положениям статей 12, 19, 61, 64, 77, 83, 103 Лесного кодекса РФ, пункта 3 приказа Минприроды России от 16 июля 2007 года № 181 "Об утверждении особенностей использования, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях".
В судебном заседании прокурор Васичкина О.А. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении.
Представители Правительства Республики Хакасия Кунучаков В.Г., Тарасенко Н.В. возражали против заявленных требований, пояснив, что действующим законодательством не установлен абсолютный запрет на осуществление рубок древесины на особо охраняемых природных территориях.
Выслушав прокурора, представителей Правительства Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "д", "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование; охрана окружающей среды; особо охраняемые природные территории; лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 4 статьи 82 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
В силу статьи 103 Лесного кодекса РФ к лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В соответствии с пунктом 7 Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 16 июля 2007 года № 181 (с изменениями от 12 марта 2008 года), особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
В лесах, расположенных на территориях зоологических государственных природных заказников, предназначенных для сохранения редких и исчезающих видов животных, допускается проведение сплошных и выборочных рубок лесных насаждений при осуществлении ухода за лесами с сохранением на лесосеках части лесных насаждений, необходимых для обеспечения жизнедеятельности животных (пункт 8 названного Приказа).
В судебном заседании установлено, что Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 года № 146 организованы особо охраняемые природные территории - государственные зоологические природные заказники "Боградский" и "Июсский" и утверждены Положения о них. В настоящее время Постановление действует в редакции от 14 ноября 2012 года. Текст Постановления опубликован в бюллетене "Вестник Хакасии".
Абзацами 5 пунктов 3.1 Положений о заказниках предусмотрено, что на территории государственных природных зоологических заказников запрещается заготовка древесины, за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 22-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (с изменениями от 25 июня 2012 года) государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (части 1, 3 статьи 24 этого же Федерального закона).
На федеральном уровне Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25 января 1993 года № 14 утверждено Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации.
Согласно пункту 9 названного Положения на территории государственных природных заказников и их отдельных участках могут быть полностью или частично, постоянно или временно (в том числе в определенное время года) запрещены или ограничены хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде, в том числе рубки главного пользования и другие виды рубок, заготовка живицы, сенокошение, пастьба скота, заготовка и сбор грибов, ягод, орехов, плодов, семян, лекарственных и иных растений, другие виды пользования растительным миром.
Конкретные задачи, профиль и особенности каждого государственного природного заказника определяются Положением о нем (пункт 10 Положения).
Из системного толкования положений Лесного кодекса РФ, Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", Общего положения о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации следует, что на территории государственных природных заказников запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом особой охраны территории заказника; проведение выборочных рубок лесных насаждений определяется положениями об особо охраняемых природных территориях.
Таким образом, действующим законодательством не установлен абсолютный запрет на осуществление рубок древесины на особо охраняемых природных территориях.
В Положениях о государственных природных заказниках федерального значения, в частности "Олонецкий" (Положение утверждено Приказом Минприроды России от 1 сентября 2009 года № 276), "Удыль" (приказ Минприроды России от 30 июня 2009 года № 176), "Тофаларский" (Приказ Минприроды России от 30 июня 2009 года № 175), "Рязанский" (приказ Минприроды России от 10 июня 2010 года № 202), "Тюменский" (приказ Минприроды России от 8 июля 2010 года № 243) и ряде других, предусмотрено, что на территориях заказников запрещается, в частности, заготовка древесины (за исключением заготовки древесины гражданами для собственных нужд).
Как следует из Преамбулы оспариваемого Постановления Правительства Республики Хакасия, государственные природные заказники "Боградский" и "Июсский" организованы в соответствии с Федеральным законом от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ "О животном мире", Федеральным законом от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", Законом Республики Хакасия от 07.07.2004 № 46 "Об охране и использовании животного мира", в целях поддержания целостности естественных сообществ, сохранения, воспроизводства и восстановления ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении, а также редких и исчезающих видов диких животных. Следовательно, заготовка древесины гражданами для собственных нужд не может рассматриваться как деятельность, противоречащая целям организации заказника или причиняющая вред окружающей природной среде. Кроме того, указанная деятельность, не может осуществлять ими произвольно, по собственному усмотрению.
В силу части 3 статьи 77 Лесного кодекса РФ граждане заключают договоры купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в порядке, установленном органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 11 Закона Республики Хакасия от 1 ноября 2007 года № 68-ЗРХ "Об установлении порядка по некоторым вопросам использования лесов на территории Республики Хакасия" (с изменениями от 9 июля 2012 года) заключение гражданами договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд осуществляется в лесничествах органа исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченного в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, являющегося продавцом по этим договорам.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Лесного кодекса РФ в случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Следует отметить, что заготовка гражданами древесины для собственных нужд не запрещена на территориях национальных парков (статья 15 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях), режим охраны территорий которых является более строгим, чем режим охраны природных заказников.
Вопросы применения оспариваемых Положений о заказниках и допущенные при этом нарушения, не являются предметом рассмотрения по настоящему делу.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Постановления Правительства Республики Хакасия приняты Правительством Республики Хакасия по вопросу, находящемуся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в пределах предоставленных ему полномочий, федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречат, а потому оснований для признания их недействующими не имеется.
Согласно пункту 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Республики Хакасия о признании абзаца 5 пункта 3.1 Положения о государственном природном зоологическом заказнике "Боградский", абзаца 5 пункта 3.1 Положения о государственном природном зоологическом заказнике "Июсский", утвержденных Постановлением Правительства Республики Хакасия от 14 августа 2000 года № 146 (с изменениями от 14 ноября 2012 года), противоречащими федеральному законодательству, недействующими отказать.
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий
Т.Л.ПЕТРОВА


------------------------------------------------------------------