Решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 17.12.2013 по делу N 2-8033/2013 <О признании недействующими пунктов 5.4.3 и 5.5.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков", утв. Постановлением Главы г. Абакана от 13.07.2012 N 1251>
АБАКАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 17 декабря 2013 г. по делу № 2-8033/2013
Абаканский городской суд,
В составе председательствующего Царевой Е.А.,
При секретаре Яковлевой Н.Н.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора города Абакана к Администрации города Абакана о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими пунктов 5.4.3 и 5.5.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков", утвержденного Постановлением Главы города Абакана от 13.07.2012 № 1251,
с участием: помощников прокурора города Абакана Абдина К.А., Логачевой Ю.С., действующих на основании удостоверений;
представителя Администрации города Абакана Каузовой Ю.Д., действующей на основании доверенности;
установил:
Прокурор города Абакана обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими пунктов 5.4.3 и 5.5.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков", утвержденного постановлением Главы города Абакана от 13.07.2012 № 1251.
В судебном заседании помощники прокурора города Абакана заявленные требования поддержали, суду пояснили, что пункты 5.4.3 и 5.5.2 указанного выше Административного регламента вступили в противоречие с федеральным законодательством. Так, в соответствии с пунктом 5.4.3 Административного регламента ответ на жалобу не дается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Согласно п. 5.5.2 Административного регламента ответ на устную жалобу, поступившую на личном приеме, дается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". Между тем, поскольку порядок досудебного обжалования действий, решений должностных лиц при предоставлении муниципальной услуги установлен Федеральным законом № 210-ФЗ, то положения Федерального закона № 59-ФЗ не применяются и должны быть исключены из Административного регламента.
В связи с чем, помощники прокурора города Абакана Абдин К.А., Логинова Ю.С. просят суд заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель Администрации города Абакана Каузова Ю.Д. заявленные требования не признала, суду пояснила, что отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". В рамках досудебного (внесудебного) порядка обжалования решений и действий (бездействия) в главе 2 Закона № 210-ФЗ определены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалоб. При этом ч. 4 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ наделяет органы местного самоуправления полномочиями на установление в муниципальных правовых актах особенностей подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих. Соответственно, органы местного самоуправления в рамках своих административных регламентов вправе определить не урегулированные федеральным законодательством особенности досудебной (внесудебной) процедуры. В частности, в Законе № 210-ФЗ не определены случаи оставления жалоб без ответа, а также порядок ответа на устные жалобы. А значит, такие вопросы могут быть решены органом местного самоуправления в административном регламенте. В п. 5.4.3 и 5.5.2 Административного регламента соответствующее право органа местного самоуправления реализовано посредством отсылочной нормы к статьям ФЗ от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". По мнению представителя Администрации города Абакана, законодательство не содержит какого-либо требования об использовании именно прямой нормы права, а не отсылочной при урегулировании вопросов в рамках компетенции органов местного самоуправления. Наличие таких норм не означает распространение действия Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ на правоотношение, регулируемые Законом № 210-ФЗ. Представитель Администрации города Абакана считает, что п. 5.4.3 и 5.5.2 были включены в текст Административного регламента в соответствии с имеющимися у Администрации города Абакана полномочиями и не вступают в противоречие с нормами Закона № 210-ФЗ.
В связи с чем, представитель Администрации города Абакана Каузова Ю.Д. просит суд отказать истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Постановлением Главы города Абакана от 13.07.2012 № 1251 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков". Текст Административного регламента опубликован в официальном печатном издании - "Абакан официальный", выпуск № 29 (приложение к газете "Абакан", № 29, 18 - 24.07.2012).
13.09.2013 главе муниципального образования город Абакан было вынесено представление, в котором предложено рассмотреть настоящий протест с приведением пунктов 5.4.3, 5.5.2 Административного регламента, в соответствие с федеральным законодательством.
Решением главы города Абакана № 2476 от 26.09.2013 протест прокурора города Абакана от 13.09.2013 отклонен.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, представитель Администрации города Абакана настаивает, что п. 5.4.3 и 5.5.2 были включены в текст Административного регламента в соответствии с имеющимися у Администрации города Абакана полномочиями и не вступают в противоречие с нормами Закона № 210-ФЗ.
Данный довод суд считает не состоятельным.
Так, отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом РФ от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Частью 4 ст. 11.2 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что особенности подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц, муниципальных служащих устанавливаются муниципальными правовыми актами.
Соответственно, органы местного самоуправления наделены полномочиями на определение особенностей подачи и рассмотрения жалоб в соответствии с общими требованиями к порядку подачи и рассмотрения жалобы, установленными главой 2.1 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Главой 2.1 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулируется досудебное (внесудебное) обжалование заявителем решений и действий (бездействия) органа предоставляющего государственную услугу, органа, не предоставляющего муниципальную услугу, должностного лица органа, предоставляющего государственную услугу или органа, предоставляющего муниципальную услугу, либо государственного или муниципального служащего. При этом указанной главой не определены случаи оставления жалобы без ответа. А значит, по смыслу положений ч. 4 ст. 11.2 ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" такие случаи должны определить органы местного самоуправления при установлении особенностей подачи и рассмотрения жалоб.
Пунктом 5.4.3 Административного регламента предусмотрено, что ответ на жалобу не дается по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Пунктом 5.5.2 Административного регламента предусмотрено, что ответ на устную жалобу, поступившую на личном приеме, дается в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Между тем, ч. 10 ст. 11.2 ФЗ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлено, что положения настоящего Федерального закона устанавливающие порядок рассмотрения жалоб на нарушения прав граждан и организаций при предоставлении государственных и муниципальных услуг, не распространяются на отношения, регулируемые ФЗ № 59-ФЗ.
В свою очередь, ч. 2 ст. 1 ФЗ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" предусмотрено, что установленный настоящим Федеральным законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.
В связи с чем, суд соглашается с доводами прокурора города Абакана о том, что к порядку досудебного обжалования действий, решений должностных лиц при предоставлении муниципальной услуги не применимы положения ФЗ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Довод представителя Администрации города Абакана, что наличие таких норм в Административном регламенте не означает распространение действия ФЗ № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на правоотношение, регулируемые ФЗ № 210-ФЗ от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", суд считает не состоятельным, поскольку из смысла пунктов 5.4.3, 5.5.2 Административного регламента следует, что они имеют отсылочный характер к положениям ФЗ от 02.05.2006 № 59 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу ч. 2, 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Обобщая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что пункты 5.4.3, 5.5.2 должны быть исключены из Административного регламента, как противоречащие ФЗ № 210-ФЗ от 27.07.2010 "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Требования Прокурора города Абакана удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству пункты 5.4.3 и 5.5.2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Прием заявлений и выдача документов о согласовании проектов границ земельных участков", утвержденного постановлением Главы города Абакана от 13.07.2012 № 1251.
Обязать Администрацию города Абакана опубликовать решение суда в газете "Абакан".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня выдачи решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2013.
Судья
Е.А.ЦАРЕВА
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: