Типы документов

Реклама

Партнеры

Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 16.09.2013 N 95-п "Об утверждении Концепции развития поликультурного образования в Республике Хакасия"



ПРЕЗИДИУМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. № 95-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

В целях выработки единых подходов к вопросам реализации поликультурного образования в Республике Хакасия Президиум Правительства Республики Хакасия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития поликультурного образования в Республике Хакасия (далее - Концепция).
2. Министерству образования и науки Республики Хакасия (Г.А. Салата) обеспечить реализацию Концепции.

Исполняющий обязанности
Главы Республики Хакасия -
Председателя Правительства
Республики Хакасия
Ю.ЛАПШИН





Приложение

Утверждена
постановлением
Президиума Правительства
Республики Хакасия
от 16.09.2013 № 95-п

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

1. Общие положения

1.1. Полноценным поликультурным образованием, отвечающим современным требованиям и перспективам развития современного общества, является образовательная система, направленная на формирование российской гражданской идентичности обучающихся, сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, в том числе Республики Хакасия, на реализацию права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Поликультурное образование является неотъемлемой, органической частью единой системы образования и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федерации и Республики Хакасия. Оно содействует подготовке обучающихся и воспитанников к жизни в поликультурной и многонациональной среде на основе уважения других народов, ненасилия и мира.
Содержание поликультурного образования сохраняет общий принцип единства и системности российского образования и отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности поликультурного образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация.
1.2. В целях обеспечения гражданского мира, социальной стабильности и создания условий для успешной социализации подрастающего поколения в условиях нарастающей изменчивости современного мира в Российской Федерации, в том числе в Республике Хакасия, необходима целостная инновационная система поликультурного образования, учитывающая государственные интересы, национальные и этнокультурные особенности населения республики и вопросы межкультурного диалога.
1.3. Основными вопросами развития поликультурного образования в Республике Хакасия, требующими особого внимания государственных и муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, являются:
а) сохранение и развитие культур и языков народов Республики Хакасия;
б) укрепление духовной общности народов, проживающих в республике;
в) обеспечение прав детей коренного малочисленного народа - шорцев и национальных меньшинств на сохранение и развитие своей самобытной культуры;
г) создание условий для успешной социальной и культурной адаптации детей мигрантов в российское общество.
1.4. Приоритеты развития поликультурного образования в Республике Хакасия определяются следующими факторами:
- разнообразие этнонационального состава населения, языков, традиций, обычаев, этнокультурных особенностей;
- профилактика межнационального экстремизма и актуальность формирования культуры межнационального общения;
- диверсификация образовательного пространства республики (появление разных типов образовательных организаций, инновационных моделей школ и т.д.).
1.5. Концепция развития поликультурного образования в Республике Хакасия (далее - Концепция) представляет собой систему современных приоритетов, целей, задач, принципов и механизмов реализации образовательной политики Республики Хакасия.
Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития образования, учитывает новейшие условия функционирования образования в России и Хакасии и развивает основные принципы образовательной политики республики.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Хакасия, общепринятых принципах и нормах международного права.
Концепция разработана на основании следующих нормативных правовых актов:
- Закон Российской Федерации от 25.10.1991 № 1807-1 "О языках народов Российской Федерации";
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Указ Президента Российской Федерации от 19.12.2012 № 1666 "О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования";
- Закон Республики Хакасия от 20.10.1992 № 11 "О языках народов Республики Хакасия";
- Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия";
- постановление Правительства Республики Хакасия от 18.11.2011 № 783 "Об утверждении Концепции развития межэтнических отношений в Республике Хакасия (2012 - 2020 годы)".
Реализация Концепции должна способствовать выработке единых подходов к вопросам реализации поликультурного образования в Республике Хакасия.

2. Цели, задачи и принципы развития
поликультурного образования в Республике Хакасия

2.1. Цели развития поликультурного образования в Республике Хакасия неотделимы от общей стратегии модернизации российского образования, опирающейся на принцип сбалансированности социальных, этнокультурных и национальных интересов граждан.
Целями поликультурного образования в Республике Хакасия являются:
- создание условий для формирования всесторонне и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной (этнической) традиции, ценностей российской и мировой культуры;
- воспитание терпимости и уважения прав каждого народа.
2.2. Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
- сохранение и развитие языков народов Республики Хакасия;
- формирование представлений о культурно-национальном многообразии;
- приобщение подрастающих поколений к традиционному духовному наследию и профессиональной культуре народов России, в том числе Хакасии;
- обеспечение обучающихся (общеобразовательные организации) учебниками, учебными и учебно-методическими пособиями по предметам этнокультурного образования;
- развитие образовательного и профессионального потенциала Хакасии, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.
2.3. В основу регионального образования положены такие определяющие принципы, которые позволят превратить его в эффективный социокультурный механизм, предопределяющий надэтническую целостность общества и решающий задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Российской Федерации:
принцип полилингвальности, обеспечивающий формирование поликультурно ориентированной личности, владеющей несколькими языками;
принцип преемственности, определяющий систему образования, которая способна транслировать от поколения к поколению национальную культуру, обеспечивая открытость для взаимодействия с другими культурами;
принцип гуманизации образования, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, предполагает единство общекультурного, социально-нравственного развития личности и характеризует построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга;
историко-культурологический принцип, позволяющий приобщать детей к культурным традициям и духовно-нравственным ценностям народов России, в том числе Хакасии, через изучение их истории, культуры, традиций, обычаев;
принцип создания педагогической среды, обеспечивающий как предметно-средовое, опосредованное формирование интереса к народной традиционной культуре, так и создание личностно ориентированного стиля общения с детьми путем организации общения детей, родителей и педагогов;
принцип региональности, обуславливающий внесение в образовательный процесс региональных социокультурных традиций и ценностей;
принцип воспитания гражданской идентичности, обеспечивающий формирование чувства патриотизма, любви и уважения к своей многонациональной стране, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа.

3. Система поликультурного образования
в Республике Хакасия

3.1. В системе поликультурного образования Республики Хакасия представлены все уровни образования: дошкольная образовательная организация (первая ступень) и основная общеобразовательная организация (три ступени) - начальное общее (1 - 4 классы), основное общее (5 - 9 классы) и среднее общее (10 - 11 классы), среднее и высшее профессиональное образование.
3.2. В учреждениях дошкольного образования общей основой воспитания и обучения является овладение родной и русской речью, становление основ гражданской идентичности и мировоззрения, духовно-нравственное развитие с принятием моральных норм и национальных ценностей.
В целях овладения детьми хакасского этноса родным языком на ступени дошкольного образования изучение хакасского языка организовано в 5 муниципальных образованиях республики. Из 1740 детей коренной национальности, посещающих дошкольные учреждения, в которых организовано изучение родного языка, хакасский язык изучают 763 ребенка (43%).
3.3. Изучение государственных языков (русского и хакасского) в общеобразовательных организациях республики обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом, определяется инвариантной частью базисного учебного плана (далее - БУП). Вариативная часть БУП, формируемая участниками образовательного процесса, обеспечивает региональные особенности содержания образования и индивидуальные потребности обучающихся.
Для решения одной из важных задач регионального образования по сохранению и развитию хакасского языка в общеобразовательных организациях республики создаются условия для изучения хакасского языка и хакасской литературы детьми хакасского этноса.
Хакасский язык изучается в 121 общеобразовательной организации республики, в том числе - как предмет в 75 школах, в форме факультативных и кружковых занятий - в 46 школах. Из 8506 детей коренной национальности хакасский язык изучают 6077 детей, что составляет 72% от общего количества обучающихся.
3.4. Изучение русского языка как неродного осуществляется в образовательных организациях с родным (нерусским) языком обучения, а также в общеобразовательных организациях, в которых обучаются дети, не владеющие русским языком (дети мигрантов). Причем в образовательных организациях с родным (хакасским) языком обучения изучение русского языка обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом (выбирается соответствующий вариант БУП). Форму и способ дополнительного обучения русскому языку как неродному детей мигрантов определяет образовательная организация, в которой эти дети обучаются, в рамках плана внеурочной деятельности.
В школах республики обучаются 386 детей мигрантов. Из них 365 детей - в городах Абакане и Черногорске, что составляет 95% от общего количества.
3.5. Расширение масштабов межкультурного взаимодействия в современном мире настоятельно требует развития поликультурных составляющих среднего и высшего профессионального образования, повышения требований к овладению будущими специалистами мировым культурным наследием, родными и иностранными языками.
3.6. Методическое обеспечение развития поликультурного образования в Республике Хакасия осуществляется кафедрой поликультурного образования ГАОУ РХ ДПО "Хакасский институт развития образования и повышения квалификации".

4. Основные механизмы реализации Концепции
и ожидаемые результаты развития поликультурного
образования в Республике Хакасия

4.1. Развитие поликультурного образования в Республике Хакасия предполагает межведомственное взаимодействие и включение в систему образования возможностей общественных организаций и национальных (этнических) центров культур народов, проживающих в республике.
4.2. Реализация Концепции будет осуществляться в рамках:
- долгосрочной республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 № 596 (с последующими изменениями);
- долгосрочной республиканской целевой программы "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 № 571 (с последующими изменениями);
- Комплексного плана действий по гармонизации межэтнических отношений в Республике Хакасия, утвержденного распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 16.01.2013 № 03-рп;
- Плана мероприятий по реализации в Республике Хакасия Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2013 - 2015 годах, утвержденного постановлением Президиума Правительства Республики Хакасия от 19.03.2013 № 19-п;
- комплексного плана мероприятий по проведению в Республике Хакасия Второго Международного десятилетия коренных малочисленных народов в 2011 - 2014 годах, утвержденного распоряжением Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 12.08.2011 № 149-рп.
4.3. Финансирование мероприятий по реализации Концепции осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных в долгосрочной республиканской целевой программе "Развитие образования в Республике Хакасия (2011 - 2015 годы)", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 23.11.2010 (с последующими изменениями), долгосрочной республиканской целевой программе "О развитии языков народов Республики Хакасия на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением Правительства Республики Хакасия от 09.11.2010 № 571 (с последующими изменениями).
4.4. Исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим функции по реализации развития поликультурного образования в Республике Хакасия, является Министерство образования и науки Республики Хакасия. Министерство обеспечивает разработку плана мероприятий по реализации настоящей Концепции.
4.5. Реализация Концепции позволит:
- выработать эффективные механизмы сохранения единого образовательного пространства в Республике Хакасия;
- определить оптимальную последовательность введения национального, регионального и этнокультурного содержания федерального государственного образовательного стандарта образования;
- обеспечить социальный заказ родителей и общественности на получение их детьми этноориентированного образования;
- модернизировать систему подготовки и переподготовки педагогических кадров для образовательных организаций с поликультурной образовательной средой;
- эффективно осуществлять развитие региональной системы образования, обладающей своей спецификой как национально-территориального образования;
- учитывать этнографические, историко-культурные, экономические, социально-экологические, демографические и другие особенности Республики Хакасия в образовательном процессе;
- активизировать создание региональных учебно-методических комплексов с национальным, региональным и этнокультурным содержанием, разработанных в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- решать проблему подготовки молодежи к жизни в многонациональной среде, ориентированной на поликультурную компетентность, на гармонизацию межличностных, межнациональных отношений в детском и взрослом коллективах.
4.6. Создание целостной инновационной системы поликультурного образования в Республике Хакасия обеспечит сохранение и развитие культур и языков народов Республики Хакасия; укрепление духовной общности народов, проживающих в республике, права детей коренного малочисленного народа - шорцев и национальных меньшинств на сохранение и развитие своей самобытной культуры и успешную социальную и культурную адаптацию детей мигрантов в российское общество.


------------------------------------------------------------------